Небольшой экскурс в историю...
5 июля 2010 года два профессиональных арктических путешественника и исследователя: Sebastian Copeland и Eric McNair-Landry установили новый мировой рекорд, проехав на кайтах
595 километров в течение 24 часов. Предыдущий рекорд составлял
518 километров и был установлен норвежцами Hugo Rolf Hansen и Bjørn Einar Bjartnesat.
www.wissa.org: Проснувшись
утром 5 июня они обнаружили практически идеальные условия - умеренный ветер и
хороший снег. После первых часов, когда было пройдено около 100 километров, стало ясно, что рекорд находится в пределах досягаемости. "Давай сделаем это", предложил Эрик, и они сделали. Сначала путешественники двигались, делая через каждые 2 часа 15 минутный перерыв для питания и туалета. Они продолжали ехать на протяжении всей ночи. Старый рекорд, установлен норвежцами Уго Рольф Хансен и Бьорн Эйнар
Bjartnesat - 518 километров, и побить его, сложная задача.
Семнадцать часов
спустя рекорд уже был у них в кармане, но только после того, как они взяли кайты меньшего размера, в связи с увеличением силы ветра. Мышцы болят
и в запасе еще 5 часов. Изменили режим - 45 минут движения и 15
минут отдыха.
Себастьян (46 лет) и Эрик (25 лет) были без сна более 31 часов, и
теперь после 24 часов, когда они остановились,
чтобы посмотреть на GPS - 595 километров - новый мировой
рекорд.
Команда рухнула в свою палатку и спала 13 часов подряд. Но сон из разряда роскоши в экспедиции, поэтому они встали на следующий день для продолжения экспедиции. Осталось еще 16 дней на преодоление 750 километров до зоны подбора в Qaanaaq, Гренландии. Когда экспедиция была завершена, они проехали более 2300 километров от своей отправной точкой в
Нарсарсуак.
Эта статья попалась мне на глаза после первых поездок на озеро Чаны. Пройдя 331 километр по периметру озера за 13 с половиной часов, я стал интересоваться - а кто, когда и сколько максимально проезжал в супер-марафонах. Какие цифры высших достижений... ? Теперь появился ориентир - 595 километров за 24 часа.
Почему именно 24 часа? В мире уже давно существуют гонки на выносливость
"24 часа Ле-Ман" "24 часа Дайтоны",
"24 часа Нюрбургринга" в автоспорте,
"24 часа Санкт-Петербург" по водно-моторному спорту.
Поэтому традицию было решено не менять, если так заведено во всем мире... что и показали норвежцы и американцы.
Самая большая сложность в гонке - как ехать ночью? Свои предыдущие марафоны, приходилось заканчивать в кромешной темноте, ориентируясь только на огоньки поселков, расположенных по берегам озера, и я прекрасно помню то ощущение, когда, чтобы набрать высоту, приходилось разворачиваться и уезжать от берега в полную темноту... просто в никуда. Очень знаете ли неприятное чувство. А ведь мне так придется ехать всю ночь...
Естественно, в первую очередь полез в интернет, чтобы узнать, а как ехали ночью Себастьян с Эриком? И тут выясняется весьма любопытная деталь - 5 июля на широтах Гренландии солнце вообще не заходит. Вот так так... значит можно сказать, что ребята ночью (что подразумевается под нашим понятием "ночь") и не ехали. Везет же людям...
Все планирование крутилось вокруг ночи... это самый сложный и тяжелый участок дороги, потому, что ночи у нас очень темные, а Чаны - озеро коварное.
Что можно сделать для облегчения задачи? И тут, в голову приходит не побоюсь этого слова гениальная мысль. Надо начинать марафон не утром, как это обычно подразумевается, а вечером на ночь глядя.
Обычно как - проснулся рано утром, свежий, полный сил, начинаешь ехать... к вечеру, когда уже пройдено большое расстояние, сил естественно уже мало, а тут еще и ночь... одна сложность накладывается на другую.
Если начинать вечером, то всю ночь можно ехать в самой лучшей физической форме.
На том и порешили... осталось дождаться хорошего прогноза и в путь.
Прогноз появился и весьма неплохой - южный ветер, это который самый ровный на Чанах, сила ветра умеренная и ожидаемое усиление. Тепло, температура близкая к нулю.
Начало было запланировано на 18 часов, чтобы до темноты успеть размяться, проверить покрытие и общую обстановку.
Заход солнца в 18:50 после чего начинаются сумерки, полная темнота же наступает в 19:30.
Луна должна была взойти 23:10 что в принципе было бы совсем неплохо. Если конечно не будет облачности.
Восход солнца в следующее утро в 06:30, так, что не трудно подсчитать, что в темноте придется ехать 11 часов.
Главная задача была - ехать... ехать как можно быстрее, поэтому вариант с повторением предыдущего марафона, когда я объехал озеро по периметру был отброшен - на лавировке большой скорости не достичь, а значит и на выдающийся результат можно не расчитывать.
Итоговая картинка
Пару слов про оборудование: кайт - Эдванс Кайман 12-ка, мой любимый
фрирайдовый кайт, самые обычные фристайловые твинтипы, и поясная
трапеция.
Основная цель путешествия была побить мировой рекорд, если смогу конечно, а
дополнительная - доказать, что имея на руках самую обычную снарягу, можно добиться приличного результата. Что имеем, на том и
едем. А то, что есть у меня, есть практически у любого кайтера, поэтому
все в наших руках.
С собой в дорогу я взял дополнительный кайт для подстраховки, насос, питание и воду. Получился достаточно увесистый рюкзак. Кроме того, на мне была дополнительная сумка с видеокамерой.
Питание в дороге тема отдельная. Не знаю, как все это происходит у настоящих путешественников, скорее всего они подходят к этому вопросу более тщательно...
По моим предыдущим марафонам, я понял, что заранее не смогу знать, чего захочется моему уставшему организму. Не имею ввиду углеводы, белки или жиры, а конкретную пищу.
Простой пример - в прошлый раз у меня был очень сильный голод в дороге, прямо маниакальный. Смешно, но мне хотелось... хлеба, просто жуткое желание остановиться напротив какой-нибудь деревни, зайти в первый попавшийся дом и попросить кусок хлеба (представляю их лица). И это несмотря на то, что с собой было достаточно сушеного мяса, которое в принципе хорошо утоляет голод. Видать кроме физического голода, есть еще и психологический.
Питание в дорогу - большая плитка черного шоколада с орехами, смесь из орехов, кураги, кусочки сушеного ананаса, бутерброды (хлеб с копченой колбасой) и четыре литра жидкости в маленьких пол-литровых бутылках (для удобства) - поровну вода, "Кока-кола", энергетика Red Bull, и жидкость "Powerade" (пишут, что восстанавливает водно-солевой баланс).
Короче, все это продается в любом продуктовом супермаркете...
Не всегда все складывается так, как планируешь... вот и отдохнуть перед гонкой тоже не получилось. Выехали утром из Омска, через пять часов были в Лазурной, пока устроились, то да се..., а тут уже время старта подходит.
Несмотря на то, что видимых соперников у меня нет, но все равно есть внутренний мандраж. Получится-не получится, смогу-не смогу...
Как только стартовал, все как рукой сняло - не до этого.
Старт - 18:05
До наступления темноты успеваю проехать 50 километров со средней скоростью 35 км.ч. Ветра не очень много, но хватает, вот с покрытием хуже. Постоянно дорогу пересекают очень жесткие наддувы, узкие и треугольной формы, я назвал их "лежачими полицейскими". На скорости бьют в ноги очень жестко. Проплешины свежего мягкого снега чередуются с участками жесткого наста. И понял я, что ночью будет весело...
Наступила ночь, пришлось ехать без маски, иначе не видно даже лыжи. Глаза надуло так, что глаза слезились еще долго.
Въезжаю в лабиринты островов, без GPS-ки нечего делать... прохода не видно, можно долго тыкаться как слепому котенку...
Пробиваюсь сквозь Амелькину Гриву. Немного протупил - на GPS была более упрощенная карта в том приближении, и мне показывает что есть проход, а я упираюсь в камыш. Еле выбрался...
Луны нет, но звезды видно. Самое интересное - смотреть как кайт летит среди звезд. Хорошая медитация, вот только долго так не проедешь - попадаются большие трещины, обледеневшие дороги и кучи льда, нарытые рыбаками.
Первый раз налетаю на препятствие, не успев напугаться, слава богу лыжи не потерял...
Но рано радовался...
Ночные засады
"Ледяная дорога" - бац и дальше лечу без лыж... днем проехать тоже тяжело, но зато можно перепрыгнуть. Ночью на скорости даже сообразить не успеваешь...
Трещины... это маленькая, есть и больше. Неприятностей не доставили, за исключением моментального впрыска адреналина (от страха). Когда ночью увидел нечто черное, лежащее поперек моей дороги, напоминающее бревно, и не успев сообразить проехал, но не понял, почему лыжи на мне. Развернулся, чтобы разглядеть... и только тогда понял, что это трещина.
Фотка сделана днем, потому, что ночью бесполезно...
Это не от рыбаков, но тоже мало приятного налететь на ледяную глыбу, (это лед, а не снег)
Ночная видимость...
Это далеко не полярный день.
Кайт... (ночь, штиль...)
Первый раз подъехал к Лазурной через 200 километров, время было на тот момент 00:42. Луна, которая по прогнозам "умных" сайтов должна была взойти уже в 23:50, только только начала появляться из-за горизонта и толку от нее не было никакого.
Кроме "ночных засад" появилась другая большая проблема - ветер стали выключать...
Повидавшись с родными и близкими, уезжаю дальше, но не проехав и километра, понимаю, что ветер кончился совсем. Полный штиль... вот это засада, так засада..., а так все хорошо начиналось. Появились мысли - и это все? Стоять всю ночь и ждать когда дунет?
Стою, думаю... кайт стоит на задней кромке без признаков жизни.
Только через 20 минут воздух немного зашевелился и мне удалось поднять кайт и поехать.
Только часа в три ночи, луна наконец-то стала подсвечивать так, что даже можно было видеть свою тень.
Очень устал ехать ночью. Не видно ничего, особенно там, где горизонт чистый. Ближе к островам или берегу можно хоть немного, но видеть темную полоску, которая обозначает горизонт.
Теперь жду утра, осталось недолго и это дает силы.
Шесть утра, пройдено 300 километров за 12 часов. Половина пути... начинается рассвет.
Ночной участок... это не трамвай по проверенной дороге.
Теперь я понимаю язычников, поклоняющихся Солнцу, и честно признаюсь, с удовольствием к ним бы присоединился.
Как только показалось Солнышко, организм получил второе дыхание. Хотя может и третье... уже сбился со счета.
Скорость сразу выросла, но из-за усталости остановки приходится делать все чаще. Время от времени сводит судорогой ноги, иногда руки. Появилась проблема с правой ногой - стало натирать и боль все усиливается. А на таком покрытии, когда постоянно бьет по ногам, это все время болезненные ощущения.
Иногда отдыхаю в полете. Выглядит это так - прыжок, ноги расслабляются максимально, секунды две-три летишь кайфуешь... очень хорошо помогает кстати.
09:40 утра 24 марта. Пройдено 400 километров. Остается еще 8 с половиной часов до окончания и за это время надо пройти не менее 200 километров.
Как старый "дальнобойщик" (имею ввиду на машине), давно уяснил себе тот факт, что неважно, какая у тебя максимальная скорость, главное, какая средняя. Это часто видно на трассе, когда один и тот же "гонщик" обгоняет тебя уже третий раз, и в конечном итоге ты приезжаешь первым.
То же самое было и здесь. Изначально были прикидки проезжать 100 километров каждые 3 часа, ведь это не так вроде бы сложно держать среднюю скорость 33 км.ч. Если бы так было, то за 24 часа реально можно было бы проехать 800 километров. Но в том то все и дело, что есть маленькая такая "бы"...
Любые остановки запланированные (перекур) и незапланированные (уборка, потеря лыж, штиль) сразу снижают среднюю скорость, которую очень тяжело восстановить.
Поэтому наполеоновские планы были скорректированы до удержания средней скорости 30 км.ч. этого должно было хватить.
Питание в дороге: как показала практика, когда в рюкзаке достаточно еды, то и есть особо не хочется, потому, что понимаешь, что в любой момент можно остановиться и подкрепиться.
Шоколад, орехи и прочие углеводы, очень хорошо помогают при усталости, прям заметно, что энергия добавилась... НО... после сладкого начинает тянуть на нормальную пищу, типа хлеба или колбасы. Хорошо, что взял с собой иначе опять глюки на голодной почве начались бы...
Из жидкости пригодились обычная вода и Кока-кола. Остальное так и осталось нетронутым. Можно долго говорить про вред Колы, но в дороге это очень хороший энергетик.
Завтрак туриста... плохо только, что все замерзает.
10:30 Поехал исследовать северное побережье Чанов, объехал все закоулки и теперь знаю, что это самое плохое место для кайтинга. Острова покрыты лесом и рванина страшенная. Если летом поедете туда, то только не на северный берег - намучаетесь.
13:02 Пройдено 500 километров. Выбираюсь из рванья на открытые просторы.
Появляется очередная засада - лыжи начинают плохо ехать. Температура плюсовая...
Плохо... очень... ощущение, что к лыжам привязали груз.
Но что делать, надо напрячься, осталось чуть-чуть... хотя нет, еще пять часов впереди.
К 17:00 делаю очередную сотню, GPS показывает 600 км. В запасе еще час, рекорд уже побит, теперь надо сделать последнее усилие.
Орехи и Кока-кола сделали свое дело - энергия вливается, скидываю рюкзак и делаю круг вокруг острова, где мы летом со Степой гоняли.
Степа - это за тебя... за то, что заразил меня "загоризонтным" вирусом.
18:05 Финиш. 636 км. Мы это сделали !!!
Легко думаете?
Спасибо Артуру и Свете за поддержку, без них бы ничего не получилось... (объединенная команда Омск-Новосибирск)
Ну и напоследок некоторые выводы...
- Чем больше запас еды в дороге, тем меньше вы съедите. Зато будет ощущение спокойствия.
- Любая жидкость имеет нехорошее свойство замерзать. Поэтому возможно, что лучший вариант - это термос.
- Если есть ветер, то доехать можно будет всегда.
- Лучшая трапеция в дальних походах - сидячка. Поясная душит и сдавливает. Это самое большое неудобство, которое мне мешало и реально отнимало силы.
- Батарейки для GPS на холоде садятся быстро, поэтому приходилось держать прибор за пазухой, но в этом случае неудобно сверяться с направлением движения. Вот бы какой-нибудь морозоустойчивый чехол...
- Запасные носки обязательно. После суток в движении, ноги были как у утопленника.
- Горнолыжные ботинки должны быть проверены на все 100%. Правда как их проверять на обычной каталке... непонятно. У меня ногу стало стирать после нескольких часов. Причем левая нога совершенно нормально, а правая в кровь.
- Наверное тащить санки за собой, легче, чем рюкзак на себе. Это я уже предполагаю, потому, что проверить было негде. С санками намного легче устраивать привалы, потому, что достать еду можно быстрее, чем снимать рюкзак.
- GPS должен быть обязательно на батарейках иначе считайте, что его у вас вообще нет.
- Не надо бояться усталости, приходит второе и третье и четвертое дыхание. Главное не паниковать.
- Легче ехать по интересным местам, чем по однообразной пустыне.
- Тяжело проезжать неподалеку от места старта - иногда появляется большое желание бросить, ведь рядом тепло, свето и кровать...
- В темноте ехать сложно, но можно. Надо попробовать очень мощный фонарь на шлем, думаю, что это должно облегчить дорогу.
- В такой гонке необязательно участие других соперников, себя будет выше крыши.
- Ну и собственно говоря, теперь мы знаем, что можно пройти более 600
километров, лишь бы был ветер и настрой.
Вот так закончилось наше приключение-гонка-эксперимент. И опять не стали отдыхать, а поехали домой. В итоге без сна пришлось провести 40 часов...
На следующий день почему-то кататься не хотелось ))).