Приветствую Вас "Гость"  |    Регистрация    |   Вход  
Чаны - зимние приключения... (день первый - марафон)
«Приключения»
27.01.2011
Просмотров : 4455
Чаны

Чаны - это крупнейший водоем в Западной Сибири. Размеры 60*50 км, общая площадь поверхности около 3000 квадратных километров.

Небольшая справка Википедии: на озере около 70 островов, наиболее крупными являются Амелькина Грива, Шульдиков, Лежан, Медвежий...

Среди наиболее крупных полуостровов — Зеленчак, Кондаков, Голенький, Васькин, Мыс, Дровников, Родюшкин, Квашнино, Малиниха, Тёмный, Тюменский.

Острова и полуострова озера обладают характерной особенностью — большинство из них вытянуто с юго-запада на северо-восток. Их специфическое расположение объясняется тем, что они представляют собой полузатопленные гривы.


Красивое озеро...



Москва vs Чаны (снимки с высоты 100 км) размеры для сравнения...



Летом на Чанах мы бывали уже не раз, очень понравилась изумрудная вода и ровный ветер. И вот наступила зима... появились мысли, как бы сгонять и разведать обстановку.


Вообще поездка получилась довольно спонтанная, мы как обычно ничего долго не планируем... есть прогноз, появилась идея, собрались, погнали...

Не стали трезвонить везде о наших планах и собирать большую команду по причине полной неизвестности... зимой мы там еще не были, поэтому, что там будет, торосы, трещины или сплошное ровное снежное поле... не знаем. Опять же срывать людей, когда прогноз висит и в Омске и в Новосибирске, было не совсем правильно... и кроме того, боялись сглазить, это ж как обычно - распланируешь... бздынь, все идет прахом из-за какой-нибудь мелочи. Бог ветра смеется над тем, кто строит планы.

Дальше пойдет хронология всех событий, как они происходили...


Отъезд


Выехали 25 января во вторник, когда за окном температура была минус 30... ведь WindGuru обещает реальное потепление и хороший ветер.


Конечный пункт назначения - Новоярково.



Там живет наш хороший друг Алексей. Кстати, вероятнее всего, это первый человек, который зимой начал кататься на Чанах на кайте...



Дорога занимает чуть больше четырех часов, общее расстояние  до места(от центра города 400 км). Соответственно для Новосибирцев получается 350 км...

Трасса отличная, а главное, что до самого поселка, который расположен на берегу Чанов, идет асфальтовая дорога.

Едем, смотрим на температуру за бортом и нас начинают терзать смутные сомнения - постоянно минус 30... куда едем...???



Еще по лету помнилось, что прогноз на Чанах может быть своеобразный - должен быть ветер, а весь день штиль. Начинаем думать, что может там и по температуре какая-нибудь этакая хрень, мало ли...

Звоним периодически домой, узнаем температуру, сообщают, что начинает теплеть...
вот елки-палки... а у нас нифига.

Осталось надеяться, что на следующий день все будет нормально...

Добрались до места, затемно, закинули вещи... , а дальше как в анекдоте - "море... где?" Темнота, вроде понимаешь, что до берега двести метров, но нифига не видно. Ладно, поверили на слово )))).


День первый.

Марафон.

Проснувшись по утру и глянув на градусник, мы увидели стабильные минус 25, без намека на потепление. В Омске к этому времени было уже минус 16. Вот это номер...

Леша еще и обнадежил, рассказал, что как-то раз  прогноз обещал потепление, а морозы стояли до минус 35... причем много дней. Обрадовал называется...

В общем, мороз, ветра нет... сидим ждем, хотя честно говоря, надежды было мало, не верилось, что вдруг бац, задуло и потеплело.... сказки...

Тем не менее... если можно так сказать, то потеплело ))) с - 25 до - 22...



... да и трава зашевелилась. Время было уже правда не так, чтобы утро, и шансы на успех улетучивались довольно быстро.

Фигли сидеть, надо пробовать...



Целей вообще у нас было несколько: программа минимум - проехать Чаны насквозь от восточного берега до западного и обратно. По прикидкам, расстояние получалось около сотни километров.



Программа максимум - объехать Чаны по всему периметру, а вот это уже серьезнее, весь маршрут около 400 километров.


- Посмотреть, что представляет из себя озеро, какое покрытие, нет ли каких засад...

- в боевых условиях найти слабые места в подготовке или снаряжении, ведь ничего специализированного с собой не было - лыжи обычные фристайловые твинтипы, поясная трапа...

- Реально ли зимой при температуре ниже 20 градусов, используя балонник и самую обычную снарягу, осилить серьезный рейд в неизвестных условиях...

- Можно ли двигаться в темноте, зимой, не видя ориентиров. Сложно ли это... и вообще насколько реально.

- ... забыл еще... был вопрос - действует ли мобильная связь на Чанах, и если есть то везде или только в некоторых местах. Глянул на схему МТС, оказалось, что Чаны полностью покрываются зоной охвата. Только все это могло оказаться чистой рекламой, проверить надо самому.



Короче, вопросов было много, а стало быть очень интересно... приключения же.

К чему подошли серьезно, так это к наличию GPS. Соваться в такой огромный незнакомый водоем без четкой привязки глупо и опасно - не май месяц на дворе Поэтому подстраховались, и надыбали у Сани второй прибор, который в отличие от моего, чисто спортивного, к тому же работающего на аккумуляторе, был настоящим, то есть с картой и с питанием от батареек. Были куплены дополнительно четыре комплекта... все-таки мороз и разряжаться они будут быстрее, а сколько времени придется провести в движении, было неизвестно.

Естественно, что в такой поход, я взял с собой запасной кайт. Десятка Озон... пусть будет на всякий случай.

В рюкзак сложил кайт, насос, воду. Из поесть несколько упаковок  сушеного мяса - занимает мало места и можно жевать на ходу. Кроме того, была сумка с видеокамерой. Несколько запасных комплектов батареек и две GPS-ки...




Старт 12:17

Очень поздно, но раньше никак не получилось бы из-за сильного мороза и отсутствия ветра.



Условия достаточно сложные, потому, что солнце должно было полностью зайти уже в 16:52, после чего наступают сумерки, а в 17:33 начинается темнота. Луны не предвиделось, потому, что восход луны только в 1:05 ночи...


Итого времени у меня было пять  часов до  темноты.

Чекпойнтами должны были служить поселки, раскиданные по берегам озера, все были заранее вбиты в GPS.

Двинул в направлении ближайшего поселка Староярково... ветер очень ровный. Кто был летом на Чанах, это помнят. Вентилятор...

Забегая вперед, скажу, что покрытие на всей акватории почти идеальное. Почти, потому, что есть небольшие наддувы и на большой скорости ноги забиваются прилично. Можно пролетать по три-четыре метра на таких трамплинчиках. Нет никаких торосов нигде, нет больших трещин (видел парочку, сантиметров по десять шириной). В общем сюрпризов нет.

Хотя, нет... есть - от рыбаков. Они нагребают кучи льда, получаются приличные бугры. Днем конечно опасности никакой, но в темноте, или пурге, есть вероятность влететь в такую ледяную хрень. На большой скорости ноги можно переломать запросто.

Договоренность была, что подъезжая к какому-нибудь поселку, я останавливаюсь и отзваниваюсь. Во-первых, проверить связь, во-вторых для порядку, чтобы знали где я нахожусь.

12:36 Через 22 минуты подъезжаю к Старояркову. Пройдено 8 километров... отзваниваюсь, связь отличная...



Расстояния тут конечно впечатляющие, раньше мне не приходилось ехать за горизонт. Пилишь, пилишь, а ощущение, что стоишь на месте, ориентир как был на горизонте, так почему-то там и остается... мда...



Один из вопросов был - что из себя представляет Амелькина Грива. Можно ли пройти узкий проход, ведь это самый короткий путь на западный берег?



Амелькина Грива - это громадные заросли камыша, размером 8*11 километров.

Чтобы было понятнее для Омичей... (прикиньте заросли камыша, которые охватывают все Нефтяники, от телецентра, включая Нефтезавод)



Для Новосибирцев...



Для Барнаульцев...



Проехать, как оказалось нет проблем... я бы так и сделал, но у меня были другие планы. Решил, что здесь можно будет проехать и на обратном пути, замкнув круг.

13:00 (пройдено 19 км) Разворачиваюсь и начинаю сливаться к Лазурной.

Чаны - огромное, достаточно опасное и коварное, но с другой стороны дружелюбное озеро. Населенные пункты натыканы по всему периметру озера.  В случае чего, можно хотя бы дойти пешком... временами встречаются рыбаки, но не те, что с удочками (пингвины), а профессионалы, на снегоходах с кучей оборудования. Все веселее, когда видишь живых людей.



Лечу бакштагом по краю Амелькиной Гривы... глядь, впереди замаячили постройки, но это еще не берег.

...обитаемый остров...



Многие острова можно проехать насквозь, не объезжая, потому, что они невысокие и кроме травы на них ничего не растет. Задутый наст... лыжи не проваливаются совсем.

13:31 (пройдено 38 км) -  Лазурная. Чуток покатался на нашем старом месте и погнал дальше...



В этой части озера стали появляться острова, полностью покрытые лесом. На одном острове база рыбаков. На другом -  база отдыха. Это хорошо - озеро живет достаточно оживленной жизнью.

14:21 (пройдено 63 км) - Белово. Самая северная точка моего маршрута. Теперь начинается лавировка до Тагана.

Таган - это уже западная точка озера, моя цель. После него можно возвращаться обратно.

Между мной и Таганом три длинных то ли острова,  то ли полуострова, недалеко друг от друга, с высокими деревьями. Попасть в ветровую тень не очень хотелось, поэтому начал вырезаться, чтобы пройти по более открытому месту.

15:18 (пройдено 87 км) - Дошел до Тагана, попробую дойти до Новояблоневки.

Новояблоневка, это еще одна крайняя точка на западном берегу. Мне очень хотелось пройти как можно больше.



16:28 (пройдено 117 км) Прошел Новояблоневку и углубился в залив до упора... все, дальше озера нет. Положил кайт, позвонил, чуток размялся, ну и все такое... пора возвращаться, время уже поджимает. Солнце уже садится.

Теперь надо уходить на Бехтень и проходить Амелькину Гриву с обратной стороны.

Начинается самый длинный и глухой участок через озеро... ближайший населенный пункт в 35 километрах.

Медленно, но начало темнеть, стали появляться странные глюки... еду, вижу, что по снегу несет какой-то темный предмет, типа пакета или тряпки, но почему-то против ветра??? Во мля... шо за хрень? Подъезжаю ближе, а это оказывается тень от наддува... когда вдали, то кажется, что он перемещается вместе со мной.

Темнело примерно так...



Стемнело... видно плохо, зато появились огни поселков. Хорошие ориентиры в темноте...

Маску снимать нельзя, потому, что холодно... хорошо, что перед отъездом купили с осветляющими стеклами.

Ноги уже начали понемногу уставать. Больше всего были опасения, чтобы не начались судороги от перенапряжения. Я уже знаю, что это такое - ноги начинает сводить, и ехать становится просто невозможно, а останавливаться нельзя.

Решил перекусить на ходу. Достал сушеного мяса... удобная вещь. Поел, стало полегче

Я уже говорил про коварство озера, но не уточнил почему. Так вот, если посмотреть на карту, то можно увидеть, что острова на озере все вытянуты в одном направлении, очень часто идет слоеный пирог из таких островов. Когда мы смотрим сверху, то нам все понятно, а когда смотришь с поверхности, то острова сливаются один с другим и почти невозможно определить где заканчивается один и начинается другой, просто видишь один сплошной берег... заблудиться среди островов вполне реально, если без GPS, да еще и в сумерках.

Алексей рассказал, что один раз он попал в серьезную передрягу на кайте... быстро стемнело, ориентиров никаких, с собой ничего не было, просто не был готов.  Температура быстро упала до минус 27... чего делать непонятно... было говорит просто отчаянье. Спасли рыбаки... вовремя подвернулись...

Так, что еще раз говорю, соваться на Чаны без GPS не надо, можно встрять по крупному... тем более, что расстояния очень обманчивы.

17:33 (пройдено 145 км) Наступила ночь. Подъехал к Амелькиной Гриве, в полной темноте. Главное, не потеряться...

теперь пункт назначения Новоярково - место старта. Огоньки на горизонте замаячили, но расстояние в темноте определить нереально.

... опа... вырубился GPS - сели батарейки, хотя я в дороге уже установил новый комплект... вовремя блин...

Ну уж нафиг, думаю, если я сейчас начну менять батарейки в полной темноте, а для этого надо остановиться, положить кайт, стопудово, что найдется какая-нибудь хрень от рыбаков... нет уж... буду ехать на огни, даже если это не Новоярково, рядом с деревней можно будет остановиться... если что, то люди рядом.

Доехал, поменял батарейки... ага.. я у Старояроково, значит уже рядом. с финишем Следующие огонечки, мои...

Самый сложный и тяжелый участок дороги был от Амелькиной Гривы до дома. Ехать в полной темноте, зная, что могут быть ледяные холмы, не очень приятно. И так уже устал как собака, так напрягаешься еще больше.

Уже недалеко от финиша, отстегнулась лыжа... я тут же останавливаюсь, разворачиваюсь... и нифига не вижу. Весело... в принципе можно и на одной доехать, рядом уже.... чуть проехал, ага, вот лежит, ну все нормально.

Зато стало хорошо понятно, что усталость уже не просто усталость, а реальная, просто встегнуться в крепления почему-то уходит много сил.

18:45 Финиш... темнота... чуть не влетел в деревню... домов нифига не видно.



На сегодня приключения закончены. Пройдено 173 километра. Общее время в дороге 6 часов 31 минута. Температура воздуха на старте была - 22 градуса, на финише - 18. Ветер 7-9 м.с. (по показаниям метеостанции, которую уже установили Алексей и Света)



Энергетический напиток не выдержал дороги и замерз нах...




Пока я объезжал озеро, Алексей со Светой занимались установкой метеостанции...



Света шаманит ветер...





Веселенькая расцветочка стен... (казалось бы, при чем тут Захаров )





Теперь появился настоящий центр управления..., а чего... связь есть, данные по температуре воздуха, силе и направлению ветра тоже есть. И даже интернет есть...

Если бы на меня нацепить GPS трекер, то можно было бы в реальном времени отслеживать весь путь.


Выводы, которые я сделал из моего так сказать приключения:

- Балонник ( в данном случае Кайман 2011 12-ка) переносит низкие температуры без каких-бы то ни было проблем. Хотя конечно, этот факт проверен уже давным давно, но на обычных домашних каталках, а вот в дальняках дело другое. За другие кайты ничего не скажу... пробуйте сами.

- Один из самых ценных прибамбасов - ограничитель хода планки. Руки разгружает конкретно... пользуюсь еще с 2006 года и всегда считал гениальным изобретением...



- Трапеция в походах конечно нужна сидячая, за целый день поясная начинает давить на ребра и затрудняет дыхание.

- Лыжи мне не доставляли неудобств, хотя наверное, классика была бы комфортнее.

- Вместо перчаток, надо брать варежки. Есть двухслойные, совершенно не продуваемые. Так теплее.

- Барахло за спиной в рюкзаке совершенно не мешает и не затрудняет движение, при условии конечно, что сам рюкзак удобный. Ну вез с собой насос... ну и что... если бы у меня за спиной было бы все супер-компактное, то не особо было бы и заметно. Так, что на эту тему мозг парить не надо.

- GPS... не надо выходить на такие водоемы, как Чаны без него. Сбиться с дороги легче легкого. Если ветер допустим немного поменяет направление, то думая, что едешь правильно, можно так сбиться с дороги, что будет совсем плохо. Берите побольше запасных элементов питания. И уж конечно прибор должен работать на батарейках.

- Мобильная связь. И без телефона тоже не надо уходить в дальние походы на Чанах Рация в данном случае бесполезна, а связка мобильник-GPS позволит чувствовать себя в безопасности

- Покрытие отличное, нигде нет промоин, больших трещин, перепадов высот.

- В темноте ехать трудно и относительно опасно из-за рыбацких кикеров, но можно.  Для этого хорошо было бы приобрести мощный светодиодный фонарь на шлем.


Вот так примерно закончился первый день... но это еще не конец. Был еще и следующий день, не менее интересный...

Продолжение следует...
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
0  
1 malash   (30.01.2011 09:18)
Я думаю чё Эдика не видно не слышно, а он вон, что творит cranky crazy ! Круто! Без жпэски там точно делать не фиг killed

0  
2 and   (30.01.2011 21:59)
Эдик, я тебя понимаю..... искренне поздравляю(в одиночку это серьезно), мы тоже с Серегой маршрут мутим.
К стати, почему один?

0  
3 Adward   (30.01.2011 22:19)
Первое, это то, что мы не знали вообще чего там за обстановка. Зимой то не были ни разу... какого фига народ тащить, если все может обломаться.

Во-вторых, в такие походы должны ехать люди, равные по уровню катания, опыту и т.д. , иначе может получиться полная херня. Поэтому брать человека только потому, что он хочет... не лучший вариант.

Мне почему-то спокойнее в одиночку... я вроде человек ответственный, но в данной авантюре брать ответственность еще за кого-то кроме себя, я не хочу. В случае чего крайний кто будет? Правильно, тот, кто организовал...
Вот я для себя организовал, рискнул поехать в двадцатиградусный мороз, и сижу сейчас дома с обмороженным носом... и все нормально, никто не виноват.


0  
4 voff   (31.01.2011 19:22)
Здорово!!
ТОже так хочу!
Ну пусть не пройду 180 вест в один день, ну так можно взять палатки и горелку. (палатки на 4-5 человек у меня есть и горелка. и спальник и коврик.)
В марте к тому же потеплей будет.
Айда, буйные!!

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0