Интересная статья по прыжку с переводом. Думаю многим будет интересно.
КАК НАУЧИТЬСЯ ПРЫГАТЬ С ПЕРЕВОДОМ КАЙТА
Большинство начинающих хотят как можно скорее научиться прыгать.
Пробовать делать первые прыжки удобнее и намного безопаснее на воде, а не на снегу. Снег очень хорошая вещь для отработки прыжковой техники, но должен быть уровень владения кайтом, исключающий грубые ошибки. Вот что пишет Соловейкин насчет прыжков:
http://kites.ru/content/procenter/163/289
http://kites.ru/content/procenter/163/280
Формулы и прочая тригонометрия.
Критиковать не будем, сведения полезные. Предагаем и другой подход к задаче.
Часто можно видеть, что кто-то прыгает высоко даже в слабый ветер, а кто-то и в 12мс болтается, как сосиска, в метре-двух от поверхности. И можно заметить, что те, кто прыгает выше всех с переводом кайта (особенно в несильный ветер) – те же люди и амплитуднее всего прыгают в вейкстайле (не обязательно выполняя технически сложные элементы, может даже только рейли - но всегда с пауэром, т.е. мощно и с хорошей амплитудой).
У этих людей хорошая прыжковая техника. Именно то, насколько она близка к совершенству, и определяет прогресс во фристайле.
Прыжковая техника на две составляющие:
Манипуляции с кайтом:
кардинально отличаются при прыжках с переводом и без перевода кайта.
Манипуляции с доской:
общая техника для прыжков с переводом и без, на крюке и в анхукте.
Это техника зарезания перед прыжком и отталкивания на прыжок.
Далее в тексте «зарезка и отталкивание».
Опытные райдеры быстро и мощно зарезаются перед прыжком, и резко и сильно отталкиваются от поверхности.
Совет:
Если Вы хотите достичь прогресса в вейкстайле и анхукт катании, добейтесь сначала максимальной высоты в прыжках на крюке - с переводом кайта и без перевода. Используйте кайт поменьше, пусть лучше его не хватает. И старайтесь прыгать максимально высоко. Так же высоко, как самые лучшие райдеры на споте. Недостаточный размер кайта или ветер не оправдание – опытные прыгают и катаются на кайтах меньшего размера, чем большинство.
Именно когда ветра или площади кайта немного не хватает, очень легко понять, как правильно прыгать.
Чем выше вам удается вылететь, тем лучше ваша техника прыжка.
Основа любого прыжка – правильные зарезка и толчок. Чобы освоить их, нужно добиться, чтобы Ваше тело поняло и запомнило это движение. Как же «достучаться» до тела?
Приведу аналогию
Допустим, есть некий человек, который с детства болел и не мог даже ходить. А тут подлечился, окреп, начал нормально перемещаться. Вот только проблемка – все здоровые люди могут не только ходить, но и прыгать – хочешь на месте в высоту, а хочешь в длину. А вот он ходить научился, а прыгать боится, да и не умеет. Но хочет научиться. Начитался книжек по биомеханике передвижения приматов, смотрит картинки и (даже видео), какие мышцы в какой последовательности сокращаются.
Вычитал вот что: типа, сначала надо 1) присесть, потом 2) резко привстать, потом 3) резко подтянуть ноги к подбородку. Делает все это, а толку никакого, самого прыжка не получается. Падает на ровном месте, смех да и только. Потому что 1,2,3 в обычном человеческом прыжке присутствует, конечно. Но самая суть прыжка – это некое взрывное движение мышц, очень точное, совершенное в единственно правильную миллисекунду всего процесса 1,2,3. Это тело само делает, это знание тела, а не мозгов.
Как же человеку научиться прыгать? Как сделать так, чтобы его тело поняло это непривычное, хитрое взрывное движение?
Пожалуй, надо постелить на ровной поверхности маты, чтобы не заморачиваться тем, что можно больно упасть. Расслабиться. Забыть про 1,2,3 и прочие схемы. И потихоньку пробовать подскакивать, слушая тело, не мешая телу головой, и давая ему возможность учиться.
И обращать внимание – вот подпрыгнул на сантиметр. А вот на два. В чем была разница в ощущениях тела? Попытаться ухватить эту разницу, и поработать с ней, делая еще попытки.
Вернемся к кайтингу. Осваиваем правильную зарезку и толчок.
Начинать нужно, одновременно разучивая два элемента: олли на крюке, и вертикальный прыжок с переводом.
Олли стоит пробовать в не слишком сильный ветер, ровный ветер, на гладкой воде. В волнах и на чопе делать олли сложно даже опытному кайтеру.
Как его делать - почитайте Соловейкина и пробуйте.
Совет: не заморачивайтесь последовательностями, кривыми зарезки и расчетами времени. Расслабляемся, слушаем свое тело, и смотрим, насколько высоко удалось подпрыгнуть.
Сильный ветер, большой кайт – все это будет только мешать. Лучше пусть тяги не хватает. Научились делать в 8мс, делайте в 6-7мс и пробуйте даже в 5мс, разгоняясь вниз по ветру.
Простое притягивание планки, резко добавляющее тяги – недостаточно для прыжка. Вы используете в этом случае кайт как парус-крыло. Это только одна составляющая прыжка, причем вторичная.
Главная составляющая прыжка – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЙТА КАК ПРУЖИНЫ.
Да, да, да. Кайт – это пружина, и чтобы прыгнуть, нужно хорошенько растянуть пружину, а потом правильно и резко отпустить.
Разгон и последующая зарезка – это растягивание пружины. Разогнавшись, и начиная зарезаться на прыжок, вы увеличиваете натяжение на стропах. Представьте, что в стропы встроен динамометр (помним такой прибор из курса физики?). Что он показывает? Мы разгоняемся, зарезаемся доской, стропы натягиваются, показания динамометра растут… бац, и буквально небольшой провал ветра, или нас подсорвало с канта – натяжение на стропах уменьшилось. Все, толкаться бессмысленно – прыжок не получится. Пружина оказалась не максимально натянутой. Хотя и кривая зарезки идеальная, и по секундам рассчитали все прямо как по нотам…
Или обратная ситуация: просто трамваишь себе, вдруг подходит усиление ветра, натяжение на стропах растет... Если удержать закантовку, можно в такой момент хорошо пульнуть, и это без положенного по науке плавного разгона и красивой зарезки.
Итак, ПЕРЕД ПРЫЖКОМ "ХОРОШО НАТЯНИТЕ ПРУЖИНУ".
Как отпускать пружину?
Представьте, что мы находимся в гимнастическом зале, на нас надета трапеция. Самая настоящая пружина привязана одним концом к потолку, другим - к крюку трапеции.
Задача – растянуть пружину, а потом прыгнуть так, чтобы пролететь через весь зал.
Вы отходите все дальше, подсгибаете ноги, стремясь максимально натянуть пружину (главное, не перестараться, иначе ноги проскользят по полу, и натяжка пропадет). Готовы? А теперь надо прыгнуть по направлению к пружине. Как сделать так, чтобы прыжок получился максимально высоким и далеким?
Очевидно, что если мы просто подожмем ноги, то не прыгнем высоко, в лучшем случае нас чуть приподнимет, а скорее всего просто протащит по полу.
Вот именно это и есть неумелый прыжок начинающего. Самое грустное, что некоторые сохраняют эту ложную технику на годы, покупают все более мощные кайты, жалуются на слабый ветер…
А как правильно? Напомню, мы стоим на полу, пружина привязана к потолку и к нашей трапеции. Отходим. Хорошенько растянув пружину, и стабилизировав натяжку (остановившись), делаем следующее:
-еще немного, совсем немного, ненадолго подрастягиваем, отклонившись корпусом назад.
-а потом резко, подаемся вперед, на пружину.
Оба движения связаны, одно перетекает в другое, ему противоположное. Качнулись назад, подались вперед.
Когда растягиваем пружину, доской делаем «запятую на воде».
В следующую секунду подаемся на кайт. И при этом отталкиваемся от поверхности. Направление отталкивания должно примерно совпадать с тем, куда тянет кайт.
Ясно, что чем сильнее мы оттолкнемся, тем сильнее сократится пружина, и тем дальше и выше мы пролетим. Кайт экстраполирует наш толчок, т.е. увеличивает в несколько раз. Поэтому в один и тот же ветер, на одном и том же кайте начинающий подпрыгивает на метр, а опытный на четыре метра. Опытный просто оттолкнулся в четыре раза сильнее и акцентированнее – вот и вылетел в четыре раза выше.
Хочу заметить, что отталкивание в кайтинге похоже на аналогичное движение в сноуборде и в скейтборде (наззывается "щелчок"). Загружаем переднюю ногу, потом резкий толчок задней ногой, и отрываемся от поверхности. Примерно так.
ТОЛКАЙТЕСЬ КАК МОЖНО СИЛЬНЕЕ, но делайте это акцентировано, не «подскальзываясь» (не срываясь с зарезки).
Если вы тренируетесь на чопе или в не слишком ровный ветер, легче будет разучить прыжок с переводом кайта.
Перевод кайта – это посылание его в противоход, создание маятника, когда инерция движения на доске тянет нас в одну сторону, а кайт в другую. А результирующая этих двух сил, как это ни удивительно, направлена вверх – и добавляет высоты прыжка.
Вывод: правильный перевод – это перевод не на 12 часов, а перевод в противоход (на час на левом галсе). Насколько далеко переводить кайт в противоход? Четкого рецепта нет, все зависит от конкретного кайта, условий катания, и того, какой траектории прыжка мы хотим добиться.
Важно понять следующую диллему: чем сильнее мы переведем кайт в противоход, тем резче и сильнее нас дернет. Но когда кайт в противоходе, он не поддерживает нас, т.к. находится не над головой, а сбоку. Т.е. после рывка, если мы оставим кайт в противоходе, последует просто падение камнем вниз. Поэтому СРАЗУ после завода кайт нужно вернуть в зенит, чтобы перейти к стадии планирования. А успеет или не успеет кайт пролететь из противохода до зенита, пока мы зависли в воздухе без поддержки – это напрямую зависит от быстроты полета кайта, и скорости его поворота. Эти характеристики зависят от модели кайта, но также во многом обуславливаются его размером (чем меньше кайт, тем он быстрее вертится). Т.е. быстрый (или маленький) кайт можно завести дальше в противоход, и будет достаточно времени, чтобы его вернуть.
Таким образом, заводите кайт как можно дальше, но ровно настолько, чтобы вы могли быстро его вернуть в зенит.
И не мешкайте с возвратом. Фактически, резко перекосив планку и послав кайт в противоход, не ждите, пока он долетит туда, сразу начинайте давить передней рукой, возвращая кайт обратно.
Это несложно, и вы умеете это. Вспомните – делая водный старт, вы делаете мах кайтом, направляя его вниз. Но сразу же тянете задней рукой, иначе кайт просто грохнется на воду (а вам ведь надо сделать следующий мах). Фактически, вы тянете кайт вверх, как только он пошел вниз – ведь кайту нужно время, чтобы среагировать. То же самое делаете и при заводе кайта.
Итак, завели кайт в противоход, нас дернуло, вылетаем, возвращаем кайт из противохода в зенит – и вот кайт уже дошел до зенита. Что с ним делать? Если вы находитесь на приличной высоте, можете остановить кайт в зените, и просто планировать, теряя высоту. Но не забывайте, что нам надо сделать красивое приземление. А красивое приземление – это когда мы не плюхаемся в воду с остановкой, а садимся на посадку на некоторой скорости, и продолжаем движение.
Для этого кайт в момент приземления должен быть уже в зоне тяги. Вот вам и следующая диллема – оставив кайт в зените надолго, мы провисим дольше, но не успеем перевести кайт в зону тяги на приземлении. Чем быстрее кайт, тем меньше надо для этого времени.
Чем слабее ветер, чем медленнее кайт – тем раньше нам придется переводить кайт из зенита в зону тяги.
Но перевести кайт в зону тяги – это не значит просто наклонить его, сделав угол между горизонтом и стропами более острым.
Вспомните ваши первые попытки водного старта – пока вы делали мах кайтом плавно, он переходил по краю окна, не цеплял зону тяги, и рывка не получалось, вы не могли выйти на глиссер. А получалось зацепить кайтом зону тяги так – вы его наклоняли резко.
Далее же было следующее – махнув кайтом и направив его вниз, вы тут же начинали тянуть кайт вверх, чтобы он не шлепнулся на воду.
Вот как интересно получается – приземление при прыжке с переводом имеет много общего с водным стартом!
Итак, чтобы развить горизонтальную скорость на приземлении и красиво уехать трюк, нужно, подвиснув в прыжке с кайтом над головой, дождаться момента, когда вы начнете снижаться. В этот момент надо РЕЗКО направить кайт вниз. Но чтобы он не шлепнулся на воду, не забываем в какой-то момент притормозитьь его, немного потянув задней рукой.
Естественно, доску на приземлении направляем прямо вниз по ветру. Вес тела переносим несколько вперед, но при этом сохраняем больше давления на заднюю ногу (чтобы нос доски не зарылся в воду). Короче, тоже аналогия с водным стартом.
Внимательные вспомнят следующее: делая водные старт влево, вы начинали мах кайтом не из зенита, а заводили его чуть вправо. Особенно важно было это, если кайт большой и неповоротливый. Имеет ли смысл данное действие при приземлении прыжка с переводом?
Имеет, но оно необязательно. Можно сначала не заморачиваться этим. Это уже продвинутая техника:
Если мы хотим приземлить прыжок помощнее, смачно – нам поможет такая штука, как «второй завод кайта». Т.е. заведя кайт первый раз, выпрыгнув, мы ставим его в зенит и планируем. Начав снижаться, мы не просто наклоняем кайт из зенита, а еще раз НЕМНОГО заводим кайт в противоход, и оттуда резко направляем его вниз, хорошенько цепляя зону тяги, и приземляемся на воду со смачным звуком.
Еще более радикальный вариант той же идеи – кайтлуп на приземлении.
Как и куда махать кайтом при прыжке с переводом, мы разобрались. А вот в какой момент толкаться?
Та же история с единственно верной миллисекундой. Толкнувшись хотя бы чуть чуть не вовремя, мы не сможем по-настоящему высоко прыгнуть. Вычислять эту миллисекунду надо не сверяясь по часам, а слушая свое тело.
Самая популярная ошибка – толкаться слишком рано, когда кайт только идет в завод.
Это неправильно. Толкаться нужно значительно позже, когда кайт уже залетел в противоход, и начинает из противохода возвращаться в зенит. Т.е. толкаемся тогда, когда тянем кайт уже передней рукой. Это кажется странным, но это так.
ТОЛКАЙТЕСЬ ПОЗЖЕ. Но не слишком поздно
Прыжок в высоту и прыжок в длину.
Прыгая с переводом, можно пролетать по разной траектории. Можно вылететь вертикально вверх, подвиснуть, и плавно опуститься вертикально вниз (конечно, добавив горизонтальной скорости на приземлении столько, сколько хотим). Это правильный, безопасный прыжок.
Настильный прыжок – это когда мы вылетаем по наклонной, летим горизонтально (невысоко), и на приземлении нас разносит (залетаем под кайт, падаем с доски и т.д.)
Приземлить настильный прыжок очень сложно. Поэтому уделяйте больше внимания вертикальным прыжкам.
От чего зависит траектория прыжка? Оказывается, она зависит от того, ИЗ КАКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МЫ НАЧАЛИ ПЕРЕВОДИТЬ КАЙТ!
Если мы разогнались на прыжок, кайт у нас невысоко, и из этого положения стали его переводить – прыжок получится настильным (если вообще получится).
Чтобы прыжок получился вертикальным и плавным, нужно ставить кайт повыше.
Т.е. задача в том, чтобы растянуть пружину (разогнаться и зарезаться), держа кайт поближе к зениту. Причем, даже небольшая разница в том, «на сколько часов» будет зафиксирован кайт на разгоне, очень сильно влияет на траекторию. Если кайт на реальных 11 часах, прыжок будет настильным (еще бы, стропы под углом 60 градусов к горизонту) . Если на 11.15, уже будет вертикальным. 11.30 – просто супер. 11.45 – при столь высоком кайте уже сложно удержать зарезку.
Кайт должен быть именно что зафиксирован в высоком положении во время разгона-зарезки, хотя бы на 3-4 секунды.
Итак, разгоняясь на прыжок с переводом, потихоньку ставим кайт повыше, поближе к 11.30. И, продержав его в этом положении 3-4 секунды, начинаем перевод.