Макс, вопрос был совершенно на другую тему... "Почему кайтер может ехать быстрее скорости ветра". Буерный эффект
Обывателей зачастую удивляет это правило. Но яхтсмены хорошо знают, что парусное судно на некоторых курсах может идти быстрее ветра. Это связано с двумя моментами. Во-первых, парус обычно работает как крыло: только благодаря этому парусная машина может идти быстрее ветра. А во-вторых, при движении на парус действует не истинный ветер, а так называемый вымпельный, который представляет собой сумму истинного ветра и курсового (он образуется благодаря тому, что буер движется). На некоторых направлениях (галфвинд, бейдевинд) вымпельный ветер может быть ощутимо сильнее истинного, в соответствие с этим растет и скорость судна. Именно в буерном спорте этот эффект "набегания на ветер" особенно ощутим. С ростом скорости парусной машины растет вымпельный ветер, и аппарат дополнительно ускоряется. На воде сопротивление движению судна значительно выше, поэтому по воде яхта едва ли может идти вдвое быстрее истинного ветра. В то же время на суше скорость буера может быть в три – пять раз выше скорости истинного ветра!
Очень много обсуждения на Мустаговском форуме было:
Какой самый быстрый курс. В теории...
Возможно ли догнать шарик?
Аэродинамика бакштага
Читайте, там куча всякой информации от теоретиков и практиков...