Когда дует сильный ветер, управление кайтом не представляет никакой сложности (для тех конечно, кто умеет им управлять). Кайт отлично летает в любой части края ветрового окна. Он может даже касаться ухом земли и все равно будет летать.
Ситуация резко меняется, когда ветер ослабевает. Многие не знают, что управление кайтом в предельно слабый ветер требует особой техники, поэтому можно видеть, как кайты валяются на воде, земле, снегу. Но кайты падают не у всех. Некоторые могут удерживать кайт в воздухе практически без ветра. Как у них это получается?
Для начала надо разобраться как летает кайт.
Для меня кайт - это не воздушный змей, как любят говорить некоторые, а крыло. И ведет себя кайт как крыло, со всеми вытекающими последствиями.
Итак: когда кайт находится в зените, купол расположен в горизонтальной плоскости, он как бы лежит на потоке набегающего воздуха, поэтому в таком положении ему легче всего держаться в небе.
Подъемная сила в этом положении намного больше гравитации... (ну естественно, что кайт никуда не улетает, потому, что к нему зачем-то привязан кайтер)
Однако, край окна, это не только зенит (12 часов), когда кайт находится сбоку на 9-10 или 14-15 часах, это тоже край ветрового окна, кайт в таком положении располагается почти вертикально. Подъемная сила теперь направлена не вверх, а в сторону. В тоже самое время, существует сила, которая всегда действует в одном направлении, независимо от положения кайта - это сила притяжения (гравитация). Кайту, летающему в вертикальном положении, намного труднее держаться в воздухе, чем в зените.
Если не предпринимать никаких действий, то в таком положении кайт упадет на поверхность.
Для того, чтобы компенсировать силу притяжения, необходимо направлять кайт немного вверх. В сильный ветер это практически незаметно, но в слабый ветер, такое положение становится жизненно необходимым.
В зените кайту летать намного легче, чем в другом положении края ветрового окна. Чем ниже к поверхности, тем кайту тяжелее. Оптимальный угол в рабочий ветер - 45 градусов.
Но вот ветер стихает...
Первое правило:
Чем меньше скорость ветра, тем выше должен находиться кайт.
"Зона смерти" в слабый ветер начинается ниже 45 градусов. Стоит немного прохлопать, и кайт неизбежно упадет на поверхность. Перевести его вверх бывает практически невозможно - сила притяжения больше, чем подъемная сила.
Второе правило
В слабый ветер кайт все время должен находиться в движении
Не останавливайте кайт, гоняйте его небольшими восьмерками. Причем соблюдая первое правило - не делайте размашистые иначе кайт окажется в "зоне смерти" и все пропало. Короткие восьмерки с 11 до 13 часов.
Этим самым вы увеличиваете скорость потока воздуха под куполом, и соответственно подъемную силу кайта. Я называю это "вертолет", потому, что генерируем подъемную силу стоя на месте.
Держать кайт в зените неудобно тем, что при любом провале ветра, он просто упадет на голову. На восьмерках, кайт находится в движении и провалы ему не страшны.
Однако, приходит время, когда даже восьмерки не помогают, так как ветер может почти стихнуть.
Техника управления кайтом в предельно слабый ветер.
В предельно слабый ветер, единственным средством для удержания кайта в воздухе являются восьмерки с даунлупами.
Кайт уже не имеет сил развернуться вверх, как при обычной восьмерке, однако если развернуть его не вверх, а вниз, то он начинает разгоняться направляясь к поверхности. Этим и нужно пользоваться.
Делаем даунлуп, кайт в падении увеличивает скорость, что нам и надо, он на скорости проходит остатки зоны тяги, что дает приличный прирост тяги даже без ветра. Далее пользуемся инерцией, которая позволяет кайту вылететь вверх.
По диагонали переводим кайт в противоположный сектор и повторяем все то же самое в другом секторе. В момент вылета кайта вверх, надо немного ослабить планку, чтобы не затормозить кайт.
Тренированность очень важна, потому, что у каждого кайта, каждого размера, свой радиус разворота и надо об этом помнить. Для того, чтобы кайт не зацепил поверхность, нужен запас высоты исходя из характеристик кайта.
Так, что все в принципе просто - в слабый ветер, держите кайт выше 45 градусов к горизонту и чем слабее ветер, тем выше должен быть кайт, не останавливайте кайт и держите его в движении. Делайте даунлупы, а не обычные восьмерки.
На глубокой воде, без опоры под ногами, таким способом можно легко удерживать кайт, с доской на ногах и ждать усиления ветра.
P.S. Если вы видите, что кайт все-таки падает, помните, что на воде лучше положить кайт на центральный баллон, а на суше на заднюю кромку. Почему? Кайт который лежит на воде на задней кромке очень тяжело перезапустить (имеется ввиду глубокая вода, где нет опоры под ногами и нет возможности отойти и натянуть стропы). На суше в очень слабый ветер выгоднее поставить кайт на заднюю кромку, что позволяет легко перезапустить его русским стартом за центральные стропы.
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Вчера запускали СС Фуел в очень слабый ветер. "Русский старт" был полностью не эффективен (даже если идти спиной против ветра- по траве, всё равно, медленно получается), а человек очень хотел попробовать, как летает кайт. Тогда, в положении "русского старта", я взял за центральную "морковку" и подбросил кайт вверх- полетел и более, менее держался между 11 и 13ч. Для чела это был первый запуск, всё понял сразу, управлял нормально, узкие восьмёрки научился делать сразу.
Ваши степи с нашими лугами не сравнивайте- по такой траве идти то трудно, не то что бежать. А силовые стропы брали гораздо выше верлюга (СС Фуел 11м). Всё равно с подбросом запускать было проще. Хотя чел два раза запустил самостоятельно на небольших дуновениях. Молодец- всё с первого раза. Щас сидит в инете- выбирает снарягу.
Да, к чему я это написал то... Я сам не ожидал, что подброс кайта даст эффект при запуске. Но практика показала... Ещё думаю, что СС Фуел не поднять в нулевой ветер, как бы ни стараться бежать, разве что профессиональный тренированный бегун...
Статья очень интересная и полезная, хотя местами напоминает урок Мюнхаузена про так вытянуть себя и лошадь из болота за собственные волосы Эдуард, наиболее показательным было бы видео все таки на воде, а не на суше... Все же на суше и точка опоры есть и весом иногда нагрузить кайт можно.
Вот, оказывается есть один вариант, сделать кайт более тяговитым - удлинить стропы. То бишь, в слабые ветер пригодилось бы .. флайдор, подождать хорошего ветра, купить еще кайт - не предлагать. Как думаете , для условий Омска есть смысл ? То есть верхние слои ветра у нас более быстрые ? и на сколько разумно удлинить ?