Приветствую Вас "Гость"  |    Регистрация    |   Вход  
Глава 2

 

 

Пилотажка

 

Для чего нужна пилотажка? Почему нельзя в слабый ветерок начать сразу тренироваться с большим кайтом? Зачем убивать столько времени впустую?

Я часто слышу такие вопросы перед началом тренировок. Отвечаю: пилотажка ставит руки, как пианисту. Многие из упражнений, которые вы будете проходить на пилотажке, рискованно повторять на большом кайте. И кроме того, все упражнения без исключений, будут необходимы вам в процессе катания.

Пилотажка намного быстрее, чем большой кайт и потребует от вас хорошей реакции. Реакция же невозможна, пока вы будете задумываться, как сделать тот или иной маневр. Должны появиться рефлексы, руки будут сами реагировать, появится точность и быстрота движений. Прогресс без этого невозможен.

 
Эй-эй, какая пилотажка !!! А где же теория, всякие словечки мудреные?
Не переживайте, все это вы будете проходить по ходу обучения. Не нужно раньше времени забивать себе голову тем, что все-равно не поймете.

В первую очередь найдите подходящее место. Это должна быть ровная поверхность, без всяких посторонних предметов, типа деревьев, домов, машин, оврагов, линий электропередач и т.д. на расстоянии, как минимум 100 метров. Не надо, чтобы рядом были люди. У нас пока еще не Япония – места хватит. Надеюсь, что вы человек здравомыслящий, поэтому будем руководствоваться в первую очередь здравым смыслом.
 

 

Одновременно с выбором места для тренировок вам нужно ориентироваться на допустимую силу ветра. Приемлемая сила ветра для занятий с пилотажкой 4-7 м.с. В более сильный ветер пилотажка конечно не покалечит вас, но достаточно сильно снизит комфорт для тренировок. Вот для этого нам и нужен анемометр.
 

Хорошо было бы, если вы учились с кем-нибудь в паре. Пусть даже с таким же новичком, как и вы. По очереди вы будете помогать друг другу, страховать, запускать и принимать кайт. Пока один отдыхает, второй будет тренироваться. Напарник может со стороны видеть ваши ошибки ( когда вы уже будете в состоянии их понять ). 

 

Давайте сразу договоримся, что вы будете выполнять все именно так, как написано в учебнике, любая ваша самодеятельность может привести к печальным последствиям.

 
Итак, начинаем…
 
Определите, направление ветра. Это основное. Встаньте спиной к ветру так, чтобы ветер дул в затылок.Если это вызывает у вас затруднения, то можете воткнуть какой-нибудь флажок, чтобы по нему определить, куда дует ветер. Ветер должен дуть в спину. Разведите руки в стороны. Все пространство перед вами, этакая четверть сферы, называется ветровое окно. Ветровое окно - это зона, где кайт может летать и создавать тягу. Радиус ветрового окна равен длине строп кайта.
Прямо перед вами, туда, куда дует ветер - зона максимальной тяги, по сторонам (в том числе и над головой в зените) край ветрового окна.
 

 

 

 

 Рисунок 1 Ветровое окно. (Из Руководства пользователя кайтов Озон) 

 

 

Пилотажку раскладываем следующим образом: 

 

 
 
задняя кромка должна смотреть на ветер, вы должны присыпать ее снегом, таким образом кайт не улетит раньше времени. Стропы разматываем в направлении откуда дует ветер.
 
 
Разложили кайт, размотали и расправили стропы, планка у вас в руках.
 
 
 

 

 Упражнение № 1

Первый запуск пилотажного кайта.
 
Натяните стропы, кайт наполнится воздухом и взлетит.
 
 

 

Рисунок 2 Запуск пилотажки (Взято из инструкции к кайтам Giro II)

 

 

 

Вы увидите, что кайт очень быстро выходит в зенит (т.е. находится у вас над головой). Это особенность всех кайтов – они стремятся выйти в край окна. Просто подержите кайт вверху. Руки на планке симметрично, хват сверху. Привыкните к ощущению кайта, постойте спокойно, пусть кайт будет летать у вас над головой в зените. Не напрягайте руки, держите одними пальцами. Руки должны быть немного согнуты в локтях и находиться у вас на уровне груди или глаз.

 

 

!!! Чем ближе ваши руки будут расположены к центру планки, тем меньше кайт будет совершать лишних движений. Легче контролировать кайт, если вам необходимо удерживать его в одной точке.

 

 
 
Широкий хват дает более агрессивное управление. Он необходим, если вам нужно быстро перемещать кайт из одной точки в другую.
 
 
Вывод: хотите, чтобы кайт совершал медленные плавные движения – берите планку ближе к центру. Хотите быстрых агрессивных движений – ближе к краям планки.

 

 

!!! Поведение любого кайта в воздухе напрямую зависит от силы ветра. Чем сильнее ветер, тем быстрее кайт реагирует на команды. Всегда принимайте это во внимание. !!!

 


 

Упражнение № 2

 

 
Основы управления кайтом.

Любой кайт, будь то пилотажка или большой боевой кайт, управляется только перекосом планки. Основная ошибка новичков - пытаться рулить как автомобиле. Никакие вращательные движения никак не действуют на кайт, только перекос планки.

 

 

 

Кайт летит в ту сторону, куда направлена его передняя кромка.
 


Кайт в зените.
 
 
Очень плавно потяните левую руку на себя, а правую одновременно немного ослабьте.
 
 
 
Что происходит: кайт начинает медленно поворачивать влево. Если вы хотите закончить движение, выравнивайте планку. Тоже самое сделайте вправо. (Помните: руки ближе к центру планки – движения кайта медленные и плавные, руки по краям планки – движения кайта быстрые и агрессивные )
Начинайте с маленьких осторожных движений, постепенно увеличивая диапазон. В конце концов, вы должны уметь переводить кайт слева направо и обратно практически до земли. Иначе говоря, с 9 до 15 часов.
 
 

Задача второго упражнения :

 


- Ваши руки должны перестать рулить и научиться управлять кайтом только с помощью перекоса планки. Это база, без нее дальше нельзя.
- Вы должны добиться уверенного управления пилотажкой,
- Вы должны перестать ронять кайт.
- Вы должны увидеть и почувствовать, что такое край ветрового окна. И как оно изменяется в зависимости от силы ветра. Кайт у вас будет летать именно на краю ветрового окна.

 

Неважно сколько времени уйдет у вас на это упражнение – оно самое важное. Не торопитесь идти дальше, добейтесь полного автоматизма движений.


 

Упражнение № 3
Восьмерки.

 

В этом упражнении вы почувствуете, что такое зона тяги.

Если в упражнении № 2 вы спокойно переводили кайт по краю окна слева направо и обратно, то сейчас вы должны сделать первое сложное (пока) упражнение – восьмерки.

 

 

 

 


Поднимите кайт в зенит. Начинайте переводить кайт слева направо. Развороты делайте более агрессивно, чем раньше. Не давайте кайту останавливаться. Вы увидите, что кайт выписывает восьмерки. Делайте сначала небольшие восьмерки, постепенно увеличивая размах.

 

 

 

!!! Чем ближе руки к середине планки, тем больше радиус поворота кайта, чем шире руки, тем более быстрый и агрессивный поворот !!!

 

 

 

Вы почувствуете, что после разворота кайт начинает тянуть ощутимо сильнее, это происходит потому, что он летает уже не по краю ветрового окна, а глубже входит в зону тяги.
Теперь вам уже надо компенсировать нарастающую тягу кайта отклонением тела назад. Встаньте немного боком к кайту. Одна нога выставлена вперед, вторая согнутая под вами. Упор на переднюю ногу (а не на заднюю). Правильно, это когда при увеличении тяги кайта, вас не тащит за ним, и вы стоите достаточно комфортно. При ослаблении тяги вы разгибаете заднюю ногу и выпрямляетесь.

 

 
 
Задача третьего упражнения:

- Научится делать восьмерки. Маленькие, большие, любые по вашему желанию
- Почувствовать, что такое зона тяги.
- Понять момент, когда у кайта нарастает тяга. Это происходит после разворота кайта, когда он заходит в зону тяги.
- Добиться того, чтобы ваши движения стали плавными и уверенными. Без всяких дерганий.

Делайте это упражнение до тех пор, пока не перестанете ронять кайт.


 

Упражнение № 4

 


Кайтлупы.

 

Кайтлуп – это вращение кайта на 360 градусов вокруг своей оси.
Это упражнение по настоящему сложное для новичков и оно не сразу получится. Вы поймете, что можно управлять кайтом со скрученными стропами точно так же, как и раньше.

 

Поднимите кайт в зенит. Возьмите планку пошире. Теперь полностью отпустите левую (или правую) руку. Что происходит? Планка,  удерживаемая одной рукой тут же перекосится и кайт начнет быстро вращаться вокруг своей оси, стропы закручиваются. Если планку не выровнять, то кайт будет вращаться до тех пор, пока стропу не закрутятся до купола, а кайт в конце концов не упадет. Теперь вы поняли, что такое кайтлуп. Надо научиться управлять им.
Начинаем сначала.
Поднимите кайт в зенит. Планку возьмите пошире. Ослабьте левую руку, и одновременно немного потяните планку правой рукой -  кайт тут же пойдет на кайтлуп, как только он сделает оборот на 360 градусов, тут же выровняйте планку. Кайт снова вышел в зенит, только со скрученными стропами. Вы увидите, что кайт со скрученными стропами управляется точно так же, как и обычно.
Теперь сделайте то же самое, но в другую сторону. Стропы раскрутились и вернулись в первоначальное положение.
Вы можете сделать и два и три кайтлупа подряд в одну сторону, вывести кайт в зенит и поймете, что управление кайтом осталось точно таким же, как и раньше. Главное, что выравнивать планку надо тогда, когда кайт закончил кайтлуп и выходит вверх.

Задача четвертого упражнения:

- Делать уверенные четкие кайтлупы в обе стороны.
- По вашему желанию делать быстрые и маленькие кайтлупы или плавные с большим радиусом.
- Делать по нескольку кайтлупов в одну сторону.
- Научится раскручивать стропы в полете с помощью кайтлупов.
- Перестать ронять кайт.


 

Упражнение № 5

 

 
Восьмерки, с переводом кайта вниз.

 

 

Это упражнение логически вытекает из предыдущего. Кайтлупы вы уже умеете делать, теперь их надо соединить в одно движение.

 

 

 

Поднимаем кайт в зенит. Руки поставьте в среднее положение ( не слишком узкое и не слишком широкое).
Из зенита сделайте кайтлуп влево и тут же без остановки (после выхода кайта вверх) вправо. Начинайте с маленьких и быстрых кайтлупов. Влево-вправо, влево-вправо.
Постепенно увеличивайте радиус кайтлупов.
Смысл этого упражнения: Если раньше, когда вы делали простую восьмерку с разворотом кайта вверх, то стропы не скручивались, то сейчас после первого разворота кайта стропы закручены, а после второго раскручиваются.

Задача упражнения:

- Добиться большой восьмерки от края до края окна. Движение кайта должно быть плавным. После разворота кайт должен идти по диагонали снизу вверх до следующего разворота.

( У некоторых наверное появилась мысль: а для чего мне эти фортели, я же не собираюсь кайтовой акробатикой заниматься, мне просто хочется кататься).
Все, что вы проходите на пилотажке обязательно пригодится при дальнейшем катании. Кайтлупы очень пригодятся для того, чтобы заехать в гору даже, когда ветра не хватает, восьмерки с переводом кайта вниз (даунлупом) дадут вам возможность удержать кайт в воздухе в очень слабый ветер, когда кайту просто не хватает сил выйти вверх. Такими восьмерками вы легко сможете удерживать кайт в воздухе практически без ветра. Но основное - сложные упражнения на пилотажке отлично ставят вам руки и учат быстро реагировать на кайт.

Вот, мы и закончили с пилотажкой. Как видите, научились очень многому, даже не беря в руки настоящий кайт. Такие упражнения, как кайтлупы мы смогли делать без проблем, в отличие от полноразмерного кайта, который, в этом случае может запросто покалечить, а то и убить кайтера.

 

!!! Если у вас нет пилотажки, то не вздумайте все эти упражнения делать на большом кайте !!!

 

 
И еще: каждое правильное выполненное упражнение экономит вам месяцы (не дни и не недели) тупого безграмотного катания, которое может только отбить охоту заниматься кайтингом.

Сколько у вас должно уйти времени на отработку упражнений на пилотажке?
Это зависит только от вас. У кого-то координация получше, у кого-то похуже. Не пытайтесь ускорить процесс. Мышечная память появляется не сразу, на это нужно время, дождитесь момента, когда вы не будете задумываться над тем, что делаете.
Постарайтесь отнестись к обучению не как к развлекухе, а как к тренировке. Только многократные повторения принесут успех. Доведите свои движения до автоматизма.

Обычно на пилотажку уходит несколько часов тренировок. Лучше если вы выделите один свободный день на тренировки. Это принест больше пользы чем, понемногу несколько дней.

 

 

 

Несколько слов в заключение:

 

 

Подавляющее большинство начинающих кайтеров полностью игнорируют пилотажку, они считают ее чем-то вроде игрушки. Ну подержал в руках, немного позапускал и бегом к большому кайту. Отсюда и твердое мнение, что начинающий обязательно должен свой первый кайт порвать, разбить, вобщем убить. Мы с вами пока, что не убили ни одного кайта, но тем не менее прошли много серьезных упражнений. Вы уже умеете управлять кайтом, делать кайтлупы, восьмерки. Вобщем, готовы для большого кайта.

 

Прежде чем мы перейдем к изучению и освоению настоящего боевого кайта, вы должны знать несколько важных вещей.
Это касается вашей безопасности, и безопасности окружающих. С вами то понятно, вы сами на свой страх и риск решили заняться этим видом спорта, поэтому за все, что с вами случится, вы отвечаете перед самим собой. А вот окружающие не подписывались под ваши эксперименты. Вобщем так:

 

 

1 Самый главный фактор, который может представлять опасность - это ветер. Запомните раз и навсегда - для новичка безопасный ветер 4-6 м.с. Чтобы точно знать силу ветра, надо иметь с собой анемометр (прибор для измерения ветра). Без прибора очень легко ошибиться. Это грозит большими неприятностями. И не пытайтесь обмануть судьбу, говоря, что выходной один, а ветер дует. Травму можно получить за секунду, а в больнице провалятся полгода. Не рискуйте бездумно, если ветер сильный, то просто отложите тренировку.

 


2 Второй фактор, влияющий на безопасность - выбор правильного места тренировок.

 

Выбирайте место для тренировок так, чтобы ниже по ветру никого и ничего не было - машин, деревьев, посторонних людей, линий электропередач, оврагов. Правило простое - ниже вас по ветру на расстоянии 100-200 метров, должно быть свободное место.

 

 

Лучше конечно, чтобы рядом вообще никого не было, чтобы не отвлекать. В зоне действия кайта на длину строп никто, в том числе и помощник ни в коем случае не должен заходить. Стропы кайта очень прочные, они запросто могут травмировать постороннего человека. 

3 Не просите случайных людей помогать вам (запустить, принять) кайт. Это может плохо кончиться и для вас и для них.

4 При подготовке кайта к запуску будьте очень внимательны. Правильно паркуйте кайт. Внимательно распутывайте и прицепляйте стропы. Хотя на всех кайтах есть защита от дурака, но как показывает практика дураки умудряются обойти и эту защиту.


 

 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0