Кайф конечно, но меня всегда интересовало как они выживают когда их накрывает 20-ти метровая волна. Это сразу кучу метров под водой, дыхалка у тебя от каталки уже напряглась и хочешь кислороду, а тебя в волне крутит, и ни фига не понять где низ где верх..... А как видно по видео в волне еще и гидроциклом прилететь может:-)
Кайф конечно, но меня всегда интересовало как они выживают когда их накрывает 20-ти метровая волна. Это сразу кучу метров под водой, дыхалка у тебя от каталки уже напряглась и хочешь кислороду, а тебя в волне крутит, и ни фига не понять где низ где верх..... А как видно по видео в волне еще и гидроциклом прилететь может:-)
Это должен был быть мой вопрос. Тоже не понимаю. А все видео обрезаны именно на моменте накрывания волной. Эд, найди посмотреть продолжение. Я сам несколько раз попадал в большую волну. Ощущаешь себя обосраной медузой а не героем мореплавателем.
- При падении с доски, прикрывайте голову. Если вы катаетесь там, где мелко не падайте вниз головой. Падайте плашмя или вниз ногами.
Если вы упали в мощной волне. Расслабьтесь, сгруппируйтесь (по возможности) и дождитесь пока вас перестанет крутить. Чем спокойней вы будите, тем больше кислорода сэкономите. После того, как вы почувствуете, что волна вас отпустила, можно начать всплывать.
После падения, при выныривании прикрывайте голову руками. Помните об опасности вашей доски рядом. ____________________________________________________________________
Если волны очень большие, то вот:
Самонадувающийся костюм для выживания на больших волнах
После инцидента, произошедшего в 2010 году, во время которого легендарный сёрфер и мастер покорения больших волн Шейн Дориан (Shane Dorian) едва не утонул, он задумался над тем, сможет ли ещё когда-нибудь встать на волну высотой в 15 метров и более.
Но сегодня он с полным спокойствием на душе снова выходит в море в поисках самых высоких волн, что стало возможно благодаря его новому изобретению. В сотрудничестве с Billabong Wetsuits и Mustang Survival Corporation Дориан создал первый гидрокостюм с мгновенно надувающейся воздушной камерой. Резко дёрнув за вытяжной трос, сёрфер в костюме быстро поднимается из глубины на поверхность.
Революционное изобретение получило название «Billabong V1», где буква «V» означает вертикальное всплытие, а цифра «1» — высоту над уровнем моря, равную 1 футу.
Шейн Дориан родился в городе Каилуа-Кона на Гавайях. Он широко известен во всём мире как лучший на сегодняшний день сёрфер, специализирующийся на больших волнах, который за последние полтора года в одиночку сумел оседлать полдюжины самых больших волн из когда-либо покорённых человеком. Но одна из волн, с которых ему доводилось падать, сыграла в судьбе 38-летнего отца двоих детей особую роль.
Подпись под фото: Шейн Дориан, одетый в костюм собственного изобретения с надувной камерой для всплытия, уверенно берёт огромную волну на серф-споте «Челюсти» в Мауи.
Падение, едва не закончившееся гибелью, произошло во время первой поездки Дориана на серф-спот Maverick's в феврале 2010 года, который находится к югу от Сан-Франциско. Там образуется известная сёрферам высокая холодная волна.
«Я взял не ту волну, из-за чего и произошло кошмарное падение, — вспоминает Дориан. — Упал просто ужасно. За время, пока был под водой, надо мной прошли две волны, и я чуть не утонул. После этого мне пришла в голову идея приспособить воздушный пузырь наподобие спасательных жилетов в самолётах, когда дёргаешь за кольцо и он моментально наполняется углекислым газом».
Дориан отправил электронное письмо руководителю отдела производства гидрокостюмов американского подразделения Billabong Хабу Хаббарду (Hub Hubbard) с описанием своей идеи, и проект был воплощён в жизнь.
В ходе исследований Хаббард быстро вышел на Mustang Survival Corporation — известного производителя сухих гидрокостюмов, систем обеспечения плавучести и других средств спасения на воде. Хотя большая часть продукции этой компании предназначена для использования на поверхности воды, у них имелся опыт производства полиуретановых камер повышенной прочности для американских военных, поэтому они сумели изготовить новую воздушно-камерную систему для Billabong.
В процессе разработки дизайн подвергался изменениям. «Первоначально они, как и я, хотели разместить камеру в грудной части костюма, чтобы как только его владелец окажется на поверхности, она помогла бы ему поднять лицо вверх, — сказал Хаббард. — Но это было неправильно, потому что, как подсказал Шейн, оказавшись на поверхности, вы по-прежнему должны иметь возможность грести, лёжа на доске. Поэтому, действуя по логике, мы решили разместить его на спине, что также позволяет поднимать лицо вверх, достигнув поверхности».
Получив от Mustang воздушную камеру, Хаббард совместно с Барбарой Мау (Barbara Mau) стали разрабатывать прототип в отделе быстрого ремонта гидрокостюмов.
«Вообще-то дизайн костюма довольно прост, — отметил Хаббард. — Мы добавили большой карман на молнии на спину костюма, куда помещается воздушная камера, присоединенная к насосу и картриджу с CO², которые «вставляются» между лопатками так, что их даже не замечаешь. Вытяжной тросик проходит через плечо до верхней части груди. Просто дёргаете за кольцо, как в парашюте, и вперёд — наверх».
Дориан проводил испытания различных прототипов на спокойной воде и во время сёрфинга на несложных волнах, и после ряда доработок костюм Billabong V1 стал в точности соответствовать его видению высочайшей безопасности, вернув уверенность и стремление улучшать собственные достижения, покоряя всё более и более высокие волны.
«Впервые я опробовал его этой зимой в Cortes Bank, что в 100 милях от южного побережья Калифорнии, — рассказывает Дориан. — Волны были супер-высокие. Я поймал одну действительно большую и неудачно упал с неё, глубоко вошёл в воду и тогда подумал, что пришло время испытать костюм. Я потянул за тросик и почувствовал, как изменилось моё состояние: только что я почти паниковал, и вот уже был полностью расслаблен. Я просто дал костюму поднять меня на поверхность».
Публичная демонстрация возможностей костюма Billabong V1 состоялась 15 марта этого года, в ходе которой Дориан и небольшая группа лучших сёрферов, специализирующихся на больших волнах, катались на рекордно высоких волнах серф-спота «Челюсти» у побережья гавайского острова Мауи. Раньше считалось, что волны на этом серф-споте настолько трудные, что встать на них можно только прибегнув к помощи водного мотоцикла, который дотащит сёрфера до волны. Но в тот день Дориан взял невероятную волну высотой более 17 метров, одержав победу сразу в двух номинациях премии Billabong XXL Global Big Wave Awards 2011 года — Monster Paddle и Monster Tube. Когда Дориан проскользнул в «трубу» рекордной по высоте волны и не вышел оттуда, его накрыла толща воды и увлекла на глубину, где он задействовал насосный механизм костюма. Он как ракета устремился к поверхности и вновь забрался на серф-борд, после чего начал грести к проливу с подозрительным горбом на спине, который был хорошо виден всем собравшимся фотографам.
Несмотря на посыпавшиеся вопросы о том, что за новое приспособление было у Дориана, на тот момент прессе не было дано никаких комментариев, поскольку изобретение всё ещё находилось в стадии подачи заявки на патент. Тем временем, патентное ведомство США приняло заявку, и сейчас рассматривается вопрос о регистрации патента.
Хотя Billabong на сегодняшний день не планирует выводить V1 на более широкий рынок, компания намерена снабдить такими костюмами всех спортсменов, принадлежащих к элите сёрфинга на больших волнах.
«Первое и главное состоит в том, что мы разработали этот костюм, чтобы помочь спасти чьи-то жизни, — подчёркивает Дориан. — У меня было три или четыре по-настоящему близких друга, которые погибли, катаясь на очень больших волнах. И все до одного из них утонули. И теперь, когда всё сделано, когда костюм готов к использованию, я рад, что могу раздать его всем своим друзьям — лучшим в мире сёрферам на больших волнах. С некоторыми из них у меня особенно близкие отношения, и каждый хочет выходить на воду, каждый хочет испытать себя на огромных волнах и проверить, на что способен, но я хочу, чтобы все мои друзья были в большей безопасности. Я хочу, чтобы все они каждый вечер возвращались домой к своим семьям и очень рад этому новому прорыву, который нам удалось совершить».
Специалисты Billabong не менее рады тому, что смогли разработать один из наиболее инновационных продуктов для сёрфинга в новейшей истории.
«Для меня большая честь участвовать в этом проекте, — добавил Хаббард, — но костюм увидел свет исключительно благодаря совместной работе, в которой были задействованы Шейн, Барбара Мау, специалисты Mustang Survival, вся команда Global Billabong Wetsuit и я».
А эту статью очень полезно почитать любителям "бразильской системы".
Иногда то, что мы смотрим на видеороликах в интернете, кажется легко повторить, если "не очковать", но никогда видна огромная работа по подготовке, работу команды, страховки и пр... ____________________________________________________________________ Тау-серфинг. Волна ценою в жизнь
Джоуз, Пеахи. Райдер Шейн Дориан
Идея буксировки на больших волнах, тау-серфинг - это далеко не новая концепция в мировом серфинге. Древние гавайцы называли этот вид развлечения LeLe wa'a.
Было так: семеро мужчин выгребали за прибой на большом каноэ. За счет силы шестерых гребцов удавалось набрать достаточно скорости, чтобы оседлать большую волну. В тот момент, когда каноэ оказывалось на стенке волны, седьмой высаживался на свой серф-борд. Ему оставалось сделать лишь несколько символических гребков и попасть на самый гребень огромной волны, которую своими силами ему никогда не удалось бы поймать. Сегодня к тау-серфингу, взяв за основу идею древних, приложили лишь новые технологические разработки, открыв тем самым путь к самой большой волне на планете - волне Джоуз (Jaws).
Волна Джоуз приходит в зимние месяцы, когда океан особенно неспокоен, и отголоски камчатских штормов, достигнув берегов маленького гавайского острова Мауи, сливаются в огромные волны-чудовища, трудно поддающиеся осознанию человеческим разумом. Не случайно это место зовется Джоуз, что в переводе с английского означает "челюсти". Гигантские волны формируются благодаря барьерному рифу, находящемуся на расстоянии чуть менее одного километра от Северного побережья острова Мауи. "Спотыкаясь" об этот риф, волны вырастают до 20 м и выше, двигаясь к берегу на скорости около 50 км/час.
В течение нескольких лет лучшие серферы присматривались к Джоуз, мечтая на ней прокатиться. Отслеживали ее поведение при различных погодных условиях, ветровые потоки на передней стенке волны, возникающие при движении такой огромной массы воды, искали возможность выхода в океан во время прихода большого северного свэлла. Когда приходят волны, способные породить Джоуз, на Мауи не остается возможных мест для выхода в океан. Весь северный берег острова превращается в страшное и непроходимое месиво из пены. И лишь недавно в нескольких километрах от бухты Пеахи было найдено безопасное для выхода место. Отныне все экспедиции начинаются в маленькой потайной бухте, находящейся недалеко от пляжа Хукипа.
Серферы Больших Волн
Лэрд Гамильтон, пионер тау-серфинга
Впервые идея прокатиться на волне, превышающей десять метров в высоту, на доске без паруса, но при помощи буксировки, пришла Лэрду Гамильтону (Laird Hamilton), Баззи Кербоксу (Buzzy Kerbox) и Дерику Доернеру (Darrick Doerner), которые обычно катались на северном побережье Оаху. Их принцип был прост: при помощи надувного "Зодиака" и фала они разгоняли серфера на доске до скорости волны, после чего не составляло никакого труда оказаться на ее гребне. Оставалось одно "но" - их классические доски для больших волн - узкие и около трех метров длиной - позволяли кататься на волнах с пределом высоты не более десяти метров. Выше этого уровня возникал эффект образования волн поверх волны, устоять на которых уже было практически невозможно. Первый же такой трамплин сбрасывал серфера в воду, как только доска отрывалась от поверхности волны.
Тем временем, на Мауи, великими виндсерферами Марком Ангуло (Mark Angulo), Рашем Рэндлом (Rush Randle), Питом Кабрина (Pete Cabrinha) и Дейвом Калама (Dave Kalama) были предприняты первые попытки прокатиться на Джоуз. Уровень мастерства великих при катании на Джоуз на серфовых досках оказался также высок, как и в виндсерфинге.
Революция
Позаимствовав идею из виндсерфинга, райдеры поставили петли на свои классические серфы. Еще они уменьшили доски вдвое и благодаря этому сильно прибавили в скорости. Ведь только скорость - залог успеха при катании на самых больших и быстрых волнах земного шара.
"Если тебе не хватает скорости, волна нагоняет тебя и поглощает. Далее остается лишь уповать на Господа Бога, чтобы следующая волна не оказалось больше той, что захватила в свои объятия. Иначе - смерть..." - рассказывает Дейв Калама.
Успехи были ошеломляющими.
"Мы были виндсерферами, когда начали работать над идеей постановки петель на доски для серфинга на больших волнах. Но, все равно, не произошло бы такой революции в тау-серфинге, не появись Лэрд Гамильтон со своей идеей буксировки", - рассказывает Раш Рэндл.
Это была революция! Теперь они получили полный контроль в воздухе во время внезапных подскоков доски. Ведь волны такой величины как Джоуз несут на своей поверхности волны меньшего размера, которые и подбрасывают серфера в воздух. Благодаря петлям появилась уверенность в том, что серфер устоит на ногах после затяжного прыжка, а скорость позволила скользить по волне в самой критической ее точке. "Зодиак" со временем был заменен на более маневренный водный мотоцикл.
Джоуз, Пеахи. Райдер Гаррет Макнамара
С этого момента на Мауи пришла эпоха нового спорта, название которому - тау-серфинг.
С введением новой идеи "вооружения" досок петлями многое изменилось. Доски уменьшились в размерах и заметно прибавили в скорости, но и у скорости появился предел. Тогда шейперы Джефф Тимпоне (Jeff Timpone) и Джери Лопез (Jerry Lopez) попробовали использовать новые материалы при изготовлении "сэндвича" для того, чтобы сделать доски легче. Однако при этом терялся контроль над доской, внезапно доски захотели летать, что было совсем нежелательным при катании на Джоуз. И опять начался поиск компромиссов.
Одна из попыток вернуть утерянный контроль имела должный успех и развитие. В носовую часть доски вмонтировали металлические пластины с целью увеличения веса и достижения должной аэродинамики.
"В тау-серфинге много времени проводишь в воздухе, это факт катания на Джоуз, и от него никуда нельзя уйти. При больших скоростях нос доски поднимается встречными потоками, и она прямо-таки стремится взлететь. Достаточно малейшего импульса волны, чтобы тут же оторваться от поверхности воды. Когда мы экспериментировали с металлическими пластинами, появился контроль над доской в воздухе. Во время полета ощущаещь себя дротиком в игре "Дартс". Все зависит от заданной траектории. Это совершенно новое чувство. Там, на Джоуз, всегда ощущаешь дыхание смерти, но после таких полетов невольно хочется хохотать, и это расслабляет..." - рассказывает Пит Кабрина.
После множества экспериментов дизайнеры вновь вернулись к традиционным материалам, используемым при производстве обычных досок. Вместо металлических пластин для утяжеления стало применяться дерево.
Изменения в дизайне досок, несомненно, открыли новые горизонты тау-серфинга. Теперь все доски для катания на Джоуз мастерятся вручную индивидуально для каждого серфера, в зависимости от пожеланий которого в конструкцию вносятся различные изменения: объема, длины, ширины, расположения петель и плавников. Все эти параметры делают каждую доску в своем роде уникальной.
Команда
Джоуз, Пеахи. Райдер Дэн Мур
Идея буксировки в тау-серфинге была и остается основополагающей. Отныне серфинг, до сей поры бывший сугубо индивидуальным видом спорта, становится спортом командным, где успех райдера во многом зависит от его напарника, благодаря грамотной буксировке которого серфер оказывается на самой правильной волне, в нужное время и в нужном месте. И от этого зависит, будет ли эта волна последней в твоей жизни.
Став командным, тау-серфинг как спорт завоевал небывалую популярность. Но всегда главным ключом к победе над волной Джоуз остается водитель гидроцикла. Он может отбуксировать серфера как в самою лучшую, так и в наихудшую точку волны. Опыт, накопленный в виндсерфинге, оказался чрезвычайно важным. Умение просчитывать волну, находясь в сотнях метров от ее эпицентра, дало возможность отбирать самые правильные и предсказуемые волны.
"...Перед тем как идти в океан, я подолгу сижу на берегу, изучая поведение волн. Сколько их в сетах? Как далеко они ломаются? С какого направления идут? Высока ли скорость течения? Как долго держится пена после обрушения волны?" - рассказывает Брайн Кеаулана.
"...Когда же тебя отбуксировали на волну, и ты поймал ее, там, на ее вершине, складывается ощущение, что все они одинаково огромны и отличаются только цветами. Те, что больше - темнее, они-то нам и нужны. Обычно в сете приходят сначала две маленькие, а затем одна большая волна. Иногда сразу приходит большая и за ней еще одна такая же. Первую надо пропустить, она сгладит все неровности и трамплины на поверхности океана, и следующая за ней волны будет идеально гладкой. Так что, это целая наука. Океан подобен живому существу, и очень важно уметь чувствовать его дыхание..." - рассказывает Раш Рэндл.
Связь между серфером и водителем джета нарабатывалась долгое время. Теперь у них есть множество сигналов-команд за счет жестикуляции одной руки и пальцев: быстрее, медленнее, право, лево, первая волна, вторая волна - они постоянно поддерживают связь.
Игра по правилам стихии
Безопасность на Джоуз всегда была превыше всего. К джетам приспособили слэды из плотного пенопрена, оборудованные петлями по обоим бортам. Слэд похож на огромный бугиборд, который ранее был разработан и взят на вооружение Гавайской Спасательной Службой. Сам слэд удобен для транспортировки пострадавших, но, имея большую площадь скольжения, сильно замедляет скорость джета и должен полностью остановиться перед тем, как пострадавший схватится руками за петли. А, как известно, любое промедление в зоне обрушения волны Джоуз может иметь страшные последствия. Поэтому между волнами постоянно дежурит отдельный и очень быстрый джет, и его водитель первым видит, что происходит с серфером на воде. Если райдер упал, то водитель дежурного джета подает сигналы о помощи джетам, которые снабжены слэдами и стоят в стороне от зоны обрушения, а сам уходит из под гребня разбивающейся волны. А те, зная, где надо искать, немедленно приходят на помощь, но уже со спины рухнувшей волны.
Джоуз, Пеахи. Райдер Гаррет Макнамара
"...Там, на Джоуз, оказавшись в воде, нет ни малейшего шанса выбраться на берег самому. Ты точно знаешь, что тебя ищут, но никогда не уверен, успеют ли тебя спасти до прихода следующей волны, осознавая при этом, что она может стать последней в твоей жизни. Я знаю, что тем, кто идет на помощь, безразлично, что в океане начинает подниматься новая волна. Они не смотрят в ту сторону, их взгляды направлены в море пены, сканируя каждый метр рухнувшей громадины. Они понимают, что если не смогут спасти серфера до прихода следующей волны, то, вероятнее всего, уже не спасут его никогда. И вот тебя заметили. Еще несколько секунд и ты, что есть силы, хватаешься за слэд, и в то же мгновение над тобой начинает грозно возвышаться следующее чудовище, способное в одно мгновение разорвать тебя на сотни маленьких кусочков. Боже, только бы хватило сил, только бы не разжались руки..." - рассказывает Марк Ангуло.
В тау-серфинге, как и в любом командном виде спорта, важно чувство взаимопомощи и взаимопонимания. Каждый раз перед выходом на волны тщательно обсуждаются и проигрываются все возможные ситуации. Техника спасения отработана до мелочей, и каждый водитель имеет целый арсенал навыков. Там, на воде, может быть принято лишь одно правильное решение, от которого будет зависеть жизнь человека.
Эпилог
Все знают, что катание на Джоуз - это игра со смертью. К этому важно быть готовым не только физически, но и морально. Надо научиться контролировать парализующий тело страх. Вся жизнь тау-серферов связана с океаном, и они знают его нрав как никто. Их опыт, накопленный в различных условиях, помогает им серьезно подготовиться перед выходом на Джоуз.
Катаясь на самых больших волнах на планете, каждый из них уверен, что самый важный день их жизни еще впереди. Все они свято верят в то, что встреча с самой большой волной им еще предстоит. И они ждут эту волну - волну всей своей жизни. Работая вместе с командой, каждый готовится в своем сознании к очередной встрече с монстром. И никто из них не уверен, что, окажись он в руках стихии, ему немедленно придут на помощь, так как последняя волна, возможно, была именно той, которую они ждали всю свою жизнь.