Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили
по блюдечкам и стали есть, причмокивая и вообще выражая всяческое
одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал
присутствующим десертные ложечки. И началось. -- Коллеги, -- говорит Морковьева, -- перед нашей организацией встала
масштабная задача. Нам поступил на реализацию проект, в рамках
которого нам требуется изобразить несколько красных линий. Вы готовы
взвалить на себя эту задачу?
-- Конечно, -- говорит Недозайцев. Он директор, и всегда готов взвалить
на себя проблему, которую придется нести кому-то из коллектива.
Впрочем, он тут же уточняет: -- Мы же это можем?
Начальник отдела рисования Сидоряхин торопливо кивает:
-- Да, разумеется. Вот у нас как раз сидит Петров, он наш лучший
специалист в области рисования красных линий. Мы его специально
пригласили на совещание, чтобы он высказал свое компетентное мнение.
-- Очень приятно, -- говорит Морковьева. -- Ну, меня вы все знаете. А это
-- Леночка, она специалист по дизайну в нашей организации.
Леночка покрывается краской и смущенно улыбается. Она недавно
закончила экономический, и к дизайну имеет такое же отношение, как
утконос к проектированию дирижаблей.
-- Так вот, -- говорит Морковьева. -- Нам нужно нарисовать семь красных
линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и кроме того,
некоторые нужно нарисовать зеленым цветом, а еще некоторые --
прозрачным. Как вы считаете, это реально?
-- Нет, -- говорит Петров.
-- Давайте не будем торопиться с ответом, Петров, -- говорит Сидоряхин.
-- Задача поставлена, и ее нужно решить. Вы же профессионал, Петров. Не
давайте нам повода считать, что вы не профессионал.
-- Видите ли, -- объясняет Петров, -- термин <<красная линия>>
подразумевает, что цвет линии -- красный. Нарисовать красную линию
зеленым цветом не то, чтобы невозможно, но очень близко к
невозможному...
-- Петров, ну что значит <<невозможно>>? -- спрашивает Сидоряхин.
-- Я просто обрисовываю ситуацию. Возможно, есть люди, страдающие
дальтонизмом, для которых действительно не будет иметь значения цвет
линии, но я не уверен, что целевая аудитория вашего проекта состоит
исключительно из таких людей.
-- То есть, в принципе, это возможно, мы правильно вас понимаем,
Петров? -- спрашивает Морковьева.
Петров осознает, что переборщил с образностью.
-- Скажем проще, -- говорит он. -- Линию, как таковую, можно нарисовать
совершенно любым цветом. Но чтобы получилась красная линия, следует
использовать только красный цвет.
-- Петров, вы нас не путайте, пожалуйста. Только что вы говорили, что
это возможно.
Петров молча проклинает свою болтливость.
-- Нет, вы неправильно меня поняли. Я хотел лишь сказать, что в
некоторых, крайне редких ситуациях, цвет линии не будет иметь
значения, но даже и тогда -- линия все равно не будет красной.
Понимаете, она красной не будет! Она будет зеленой. А вам нужна
красная.
Наступает непродолжительное молчание, в котором отчетливо слышится
тихое напряженное гудение синапсов.
-- А что если, -- осененный идеей, произносит Недозайцев, -- нарисовать
их синим цветом?
-- Все равно не получится, -- качает головой Петров. -- Если нарисовать
синим -- получатся синие линии.
Опять молчание. На этот раз его прерывает сам Петров.
-- И я еще не понял... Что вы имели в виду, когда говорили о линиях
прозрачного цвета?
Морковьева смотрит на него снисходительно, как добрая учительница на
отстающего ученика.
-- Ну, как вам объяснить?.. Петров, вы разве не знаете, что такое <<прозрачный>>?
-- Знаю.
-- И что такое <<красная линия>>, надеюсь, вам тоже не надо объяснять?
-- Нет, не надо.
-- Ну вот. Вы нарисуйте нам красные линии прозрачным цветом.
Петров на секунду замирает, обдумывая ситуацию.
-- И как должен выглядеть результат, будьте добры, опишите пожалуйста?
Как вы себе это представляете?
-- Ну-у-у, Петро-о-ов! -- говорит Сидоряхин. -- Ну давайте не будем... У
нас что, детский сад? Кто здесь специалист по красным линиям,
Морковьева или вы?
-- Я просто пытаюсь прояснить для себя детали задания...
-- Ну, а что тут непонятного-то?.. -- встревает в разговор Недозайцев. --
Вы же знаете, что такое красная линия?
-- Да, но...
-- И что такое <<прозрачный>>, вам тоже ясно?
-- Разумеется, но...
-- Так что вам объяснять-то? Петров, ну давайте не будем опускаться до
непродуктивных споров. Задача поставлена, задача ясная и четкая. Если
у вас есть конкретные вопросы, так задавайте.
-- Вы же профессионал, -- добавляет Сидоряхин.
-- Ладно, -- сдается Петров. -- Бог с ним, с цветом. Но у вас там еще
что-то с перпендикулярностью?..
-- Да, -- с готовностью подтверждает Морковьева. -- Семь линий, все
строго перпендикулярны.
-- Перпендикулярны чему? -- уточняет Петров.
Морковьева начинает просматривать свои бумаги.
-- Э-э-э, -- говорит она наконец. -- Ну, как бы... Всему. Между собой. Ну,
или как там... Я не знаю. Я думала, это вы знаете, какие бывают
перпендикулярные линии, -- наконец находится она.
-- Да конечно знает, -- взмахивает руками Сидоряхин. -- Профессионалы мы
тут, или не профессионалы?..
-- Перпендикулярны могут быть две линии, -- терпеливо объясняет Петров.
-- Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению
друг к другу. Это геометрия, 6 класс.
Морковьева встряхивает головой, отгоняя замаячивший призрак давно
забытого школьного образования. Недозайцев хлопает ладонью по столу:
-- Петров, давайте без вот этого: <<6 класс, 6 класс>>. Давайте будем
взаимно вежливы. Не будем делать намеков и скатываться до оскорблений.
Давайте поддерживать конструктивный диалог. Здесь же не идиоты
собрались.
-- Я тоже так считаю, -- говорит Сидоряхин.
Петров придвигает к себе листок бумаги.
-- Хорошо, -- говорит он. -- Давайте, я вам нарисую. Вот линия. Так?
Морковьева утвердительно кивает головой.
-- Рисуем другую... -- говорит Петров. -- Она перпендикулярна первой?
-- Ну-у...
-- Да, она перпендикулярна.
-- Ну вот видите! -- радостно восклицает Морковьева.
-- Подождите, это еще не все. Теперь рисуем третью... Она перпендикулярна
первой линии?..
Вдумчивое молчание. Не дождавшись ответа, Петров отвечает сам:
-- Да, первой линии она перпендикулярна. Но со второй линией она не
пересекается. Со второй линией они параллельны.
Наступает тишина. Потом Морковьева встает со своего места и, обогнув
стол, заходит Петрову с тыла, заглядывая ему через плечо.
-- Ну... -- неуверенно произносит она. -- Наверное, да.
-- Вот в этом и дело, -- говорит Петров, стремясь закрепить достигнутый
успех. -- Пока линий две, они могут быть перпендикулярны. Как только их
становится больше...
-- А можно мне ручку? -- просит Морковьева.
Петров отдает ручку. Морковьева осторожно проводит несколько неуверенных линий.
-- А если так?..
Петров вздыхает.
-- Это называется треугольник. Нет, это не перпендикулярные линии. К
тому же их три, а не семь.
Морковьева поджимает губы.
-- А почему они синие? -- вдруг спрашивает Недозайцев.
-- Да, кстати, -- поддерживает Сидоряхин. -- Сам хотел спросить.
Петров несколько раз моргает, разглядывая рисунок.
-- У меня ручка синяя, -- наконец говорит он. -- Я же просто чтобы
продемонстрировать...
-- Ну, так может, в этом и дело? -- нетерпеливо перебивает его
Недозайцев тоном человека, который только что разобрался в сложной
концепции и спешит поделиться ею с окружающими, пока мысль не
потеряна. -- У вас линии синие. Вы нарисуйте красные, и давайте
посмотрим, что получится.
-- Получится то же самое, -- уверенно говорит Петров.
-- Ну, как то же самое? -- говорит Недозайцев. -- Как вы можете быть
уверены, если вы даже не попробовали? Вы нарисуйте красные, и
посмотрим.
-- У меня нет красной ручки с собой, -- признается Петров. -- Но я могу совершенно...
-- А что же вы не подготовились, -- укоризненно говорит Сидоряхин. --
Знали же, что будет собрание...
-- Я абсолютно точно могу вам сказать, -- в отчаянии говорит Петров, --
что красным цветом получится точно то же самое.
-- Вы же сами нам в прошлый раз говорили, -- парирует Сидоряхин, -- что
рисовать красные линии нужно красным цветом. Вот, я записал себе даже.
А сами рисуете их синей ручкой. Это что, красные линии по-вашему?
-- Кстати, да, -- замечает Недозайцев. -- Я же еще спрашивал вас про
синий цвет. Что вы мне ответили?
Петрова внезапно спасает Леночка, с интересом изучающая его рисунок со
своего места.
-- Мне кажется, я понимаю, -- говорит она. -- Вы же сейчас не о цвете
говорите, да? Это у вас про вот эту, как вы ее называете?
Перпер-чего-то-там?
-- Перпендикулярность линий, да, -- благодарно отзывается Петров. -- Она
с цветом линий никак не связана.
-- Все, вы меня запутали окончательно, -- говорит Недозайцев, переводя
взгляд с одного участника собрания на другого. -- Так у нас с чем
проблемы? С цветом или с перпендикулярностью?
Морковьева издает растерянные звуки и качает головой. Она тоже запуталась.
-- И с тем, и с другим, -- тихо говорит Петров.
-- Я ничего не могу понять, -- говорит Недозайцев, разглядывая свои
сцепленные в замок пальцы. -- Вот есть задача. Нужно всего-то семь
красных линий. Я понимаю, их было бы двадцать!.. Но тут-то всего семь.
Задача простая. Наши заказчики хотят семь перпендикулярных линий.
Верно?
Морковьева кивает.
-- И Сидоряхин вот тоже не видит проблемы, -- говорит Недозайцев. -- Я
прав, Сидоряхин?.. Ну вот. Так что нам мешает выполнить задачу?
-- Геометрия, -- со вздохом говорит Петров.
-- Ну, вы просто не обращайте на нее внимания, вот и все! -- произносит
Морковьева.
Петров молчит, собираясь с мыслями. В его мозгу рождаются одна за
другой красочные метафоры, которые позволили бы донести до окружающих
сюрреализм происходящего, но как назло, все они, облекаясь в слова,
начинаются неизменно словом <<Блять!>>, совершенно неуместным в рамках
деловой беседы.
Устав ждать ответа, Недозайцев произносит:
-- Петров, вы ответьте просто -- вы можете сделать или вы не можете? Я
понимаю, что вы узкий специалист и не видите общей картины. Но это же
несложно -- нарисовать какие-то семь линий? Обсуждаем уже два часа
какую-то ерунду, никак не можем прийти к решению.
-- Да, -- говорит Сидоряхин. -- Вы вот только критикуете и говорите:
<<Невозможно! Невозможно!>> Вы предложите нам свое решение проблемы! А
то критиковать и дурак может, простите за выражение. Вы же
профессионал!
Петров устало изрекает:
-- Хорошо. Давайте я нарисую вам две гарантированно перпендикулярные
красные линии, а остальные -- прозрачным цветом. Они будут прозрачны, и
их не будет видно, но я их нарисую. Вас это устроит?
-- Нас это устроит? -- оборачивается Морковьева к Леночке. -- Да, нас устроит.
-- Только еще хотя бы пару -- зеленым цветом, -- добавляет Леночка. -- И
еще у меня такой вопрос, можно?
-- Да, -- мертвым голосом разрешает Петров.
-- Можно одну линию изобразить в виде котенка?
Петров молчит несколько секунд, а потом переспрашивает:
-- Что?
-- Ну, в виде котенка. Котеночка. Нашим пользователям нравятся
зверюшки. Было бы очень здорово...
-- Нет, -- говорит Петров.
-- А почему?
-- Нет, я конечно могу нарисовать вам кота. Я не художник, но могу
попытаться. Только это будет уже не линия. Это будет кот. Линия и кот
-- разные вещи.
-- Котенок, -- уточняет Морковьева. -- Не кот, а котенок, такой
маленький, симпатичный. Коты, они...
-- Да все равно, -- качает головой Петров.
-- Совсем никак, да?.. -- разочарованно спрашивает Леночка.
-- Петров, вы хоть дослушали бы до конца, -- раздраженно говорит
Недозайцев. -- Не дослушали, а уже говорите <<Нет>>.
-- Я понял мысль, -- не поднимая взгляда от стола, говорит Петров. --
Нарисовать линию в виде котенка невозможно.
-- Ну и не надо тогда, -- разрешает Леночка. -- А птичку тоже не получится?
Петров молча поднимает на нее взгляд и Леночка все понимает.
-- Ну и не надо тогда, -- снова повторяет она.
Недозайцев хлопает ладонью по столу.
-- Так на чем мы остановились? Что мы делаем?
-- Семь красных линий, -- говорит Морковьева. -- Две красным цветом, и
две зеленым, и остальные прозрачным. Да? Я же правильно поняла?
-- Да, -- подтверждает Сидоряхин прежде, чем Петров успевает открыть рот.
Недозайцев удовлетворенно кивает.
-- Вот и отлично... Ну, тогда все, коллеги?.. Расходимся?.. Еще вопросы есть?..
-- Ой, -- вспоминает Леночка. -- У нас еще есть красный воздушный шарик!
Скажите, вы можете его надуть?
-- Да, кстати, -- говорит Морковьева. -- Давайте это тоже сразу обсудим,
чтобы два раза не собираться.
-- Петров, -- поворачивается Недозайцев к Петрову. -- Мы это можем?
-- А какое отношение ко мне имеет шарик? -- удивленно спрашивает Петров.
-- Он красный, -- поясняет Леночка.
Петров тупо молчит, подрагивая кончиками пальцев.
-- Петров, -- нервно переспрашивает Недозайцев. -- Так вы это можете или
не можете? Простой же вопрос.
-- Ну, -- осторожно говорит Петров, -- в принципе, я конечно могу, но...
-- Хорошо, -- кивает Недозайцев. -- Съездите к ним, надуйте.
Командировочные, если потребуется, выпишем.
-- Завтра можно? -- спрашивает Морковьева.
-- Конечно, -- отвечает Недозайцев. -- Я думаю, проблем не будет... Ну,
теперь у нас все?.. Отлично. Продуктивно поработали... Всем спасибо и до
свидания!
Петров несколько раз моргает, чтобы вернуться в объективную
реальность, потом встает и медленно бредет к выходу. У самого выхода
Леночка догоняет его.
-- А можно еще вас попросить? -- краснея, говорит Леночка. -- Вы когда
шарик будете надувать... Вы можете надуть его в форме котенка?..
Петров вздыхает.
-- Я все могу, -- говорит он. -- Я могу абсолютно все. Я профессионал.